Провокационные инсталляции Гонзалеса-Торреса

 Я хочу рассказать вам историю. Историю про один арт-объект, про любовь, про жизнь и в конечном итоге про нас с вами.

В ХХ веке жил художник – Феликс Гонзалес-Торрес. Он много учился, много творил и в конце концов стал известен как один из основателей «искусства 1990-х». Он предпочитал стирать привычные нам границы между зрителем и объектом искусства, создавая тем самым прямую коммуникацию, без посредников и преград.

 

Одной из самых известных и провокационных работ Гонзалеса-Торреса является «Без названия» (Плацебо. 1991). Обернутые в фольгу конфеты лежат на полу правильным прямоугольником. Общий вес конфет равняется весу Росса – возлюбленного художника, который умер от СПИДа (сам Феликс умрет несколькими годами позже тоже от СПИДа). Посетителям музея разрешается брать конфеты в любом количестве, а музей, купивший работу, постоянно пополняет инсталляцию так, чтобы ее вес оставался неизменным. Круг замыкается.

Работа вызвала бурную реакцию общества, ведь где это видано – есть тело человека (пусть и «понарошку»).

 

 

Мне довелось работать на выставке, где была представлена эта инсталляция, так что о реакциях на нее я знаю не понаслышке. Я встречала людей, которые принимали историю художника близко к сердцу, видела тех, кто с криком «О, конфетки!» судорожно начинали набивать себе карманы (такие люди среди взрослых встречались едва ли реже, чем среди детей). Были и те, кто отнесся ко всей этой истории с возмущением, восприняв ее как личное оскорбление («художник-гей предлагает нам есть его умершего от СПИДа любовника» – полный набор).

 

 

Зачем я все это рассказываю?

 

У меня есть к вам большая просьба, друзья. Давайте научимся уважать других людей, их горе и их собственный способ пережить его. Давайте запомним, наконец, что современное искусство – не столько форма, сколько содержание. Сама по себе куча конфет имеет мало художественной ценности, но вот история, стоящая за ней – не имеет ее вовсе, поскольку бесценна. За этой кучей стоят как минимум две жизни, одна любовь, смерть, горе и бесконечное одиночество. По-моему, Гонзалес-Торрес нашел удивительный способ обессмертить человека, которого любил и которого лишился, ведь инсталляция, теряющая свой вес (так же, как терял его Росс во время болезни) никогда не исчезает до конца. Возможно, то, что художник так публично выражает свои страдания – свидетельство его доверия к миру и просьба о помощи, ведь сочувствие и сопереживание даже незнакомых людей может помочь почувствовать, что ты не один. Я очень рада, что он поделился своей историей с нами, ведь конфеты никогда не перестанут быть сладкими, а все наши утраты никогда не потеряют своей горечи, но это причудливое сочетание… Знаете, даже если вы думаете иначе, давайте будем уважать это.

Прежде чем давать небрежную оценку произведению искусства, давайте узнаем, почему оно существует. Ведь если верить одному очень известному классику, искусство отражает не только жизнь, но и зрителя.

Please reload

Последние посты

Please reload

Подпишитесь на нас

  • Instagram
  • Facebook Социальной Иконка