Обзор лучших выставок в Москве

11.01.2017

Завершился период приятной предпраздничной суеты и долгожданных Рождественских каникул. Постепенно входим в привычный ритм жизни. Важно, в потоке дел и событий, не пропустить  мероприятия, способные вернуть ощущения праздника душе, наполнить новыми впечатлениями и положительными эмоциями.

Мы предлагаем посетить самые интересные выставки января-марта 2017 года.

 

ROMA AETERNA. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо.

До 19.02.2017 в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке.

 

Третьяковская галерея представляет уникальный проект: впервые Музеи Ватикана показывают в России лучшую часть своей коллекции — шедевры XII–XVIII веков, в том числе работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена.

 

 

Никогда ранее Музеи Ватикана, входящие в десятку крупнейших мировых собраний, не вывозили за свои пределы одновременно столь значительное число выдающихся произведений из постоянной экспозиции, так что выставка станет значимым событием не только для России и Европы, но и для всего мира.

 

«Roma Aeterna…» — часть большого проекта: в 2017 году в Ватикане пройдет ответная выставка, существенную часть ее экспонатов составят произведения русской живописи на евангельские сюжеты из коллекции Третьяковской галереи.

 

Проведение в Государственной Третьяковской галерее, крупнейшем собрании русской живописи, выставки живописи по преимуществу итальянской и по преимуществу римской школы вполне естественно. Духовная связь Москвы и Рима оформилась еще в XVI веке, и данный совместный проект — важнейший результат взаимодействия двух культур: культуры Рима, как воплощения европейскости, и культуры Москвы, как воплощения русскости.

Задача показа — представить и собрание Пинакотеки, раздела Музеев Ватикана, и дух Рима, великого города.

 

Коллекция Пинакотеки создавалась как коллекция государства, главой которого является духовное лицо, что и отразилось на ее составе — это величайшее собрание религиозной живописи. Религия же является формой осознания мира, так что религиозное искусство не сводится к набору библейских или евангельских сюжетов, и собрание Пинакотеки Ватикана именно об этом нам и говорит. Оно столь же многообразно, как и культура Рима, поэтому в название выставки включено латинское выражение Roma Aeterna, «Вечный Рим».

Под этим подразумевается то огромное культурное единство, каким стал Рим в истории человечества, город в одно и то же время древний и современный, объединивший в единое целое столь различные эпохи, как Античность, Средние века, Возрождение.

Рим — центр империи, центр религии и центр искусства: можно сказать, что понятие Roma Aeterna является одной из важнейших идей мировой культуры. Именно этой идее и посвящена выставка в Третьяковской галерее. 

 

Проведение выставки и издание каталога к ней были бы невозможны без масштабной поддержки Благотворительного фонда А.Б. Усманова «Искусство, наука и спорт».

Настоящая выставка — крупнейший за последние годы и беспрецедентный международный проект Третьяковской галереи.

 

Елена Киселёва. Элегантный век.

До 12.03.2017 в Музее Русского Импрессионизма. 

 

Музей Русского Импрессионизма представляет первую в Москве персональную выставку Елены Андреевны Киселёвой (1878–1974), одной из самых ярких и загадочных художниц Серебряного века.

 

 

Елена Киселёва, как и её отец, известный математик Андрей Петрович Кисёлев, собиралась посвятить свою жизнь науке. Но выбрала Высшее художественное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге, где попала в мастерскую Ильи Репина и стала впоследствии его любимой ученицей.

 

За свою дипломную картину «Невесты. Троицын день» Елена Киселёва первой из женщин-выпускниц Академии получила возможность продолжить учёбу в Париже, городе, в котором жили и творили её ровесники Пабло Пикассо, Анри Матисс и Амедео Модильяни.

 

В Европе Киселёва училась в знаменитой Академии Эжена Каррьера и Академии Рудольфа Жюлиана, участвовала в международных выставках в Мюнхене и Риме.

Елена Андреевна работала в разных техниках, а её истинной страстью всегда был один жанр: «Меня всегда увлекал женский портрет. Когда я встречала красивую женщину, я так и хотела её писать».

 

После возвращения в Россию её карьера переживает взлёт – в 1910 году Киселёва первой из женщин становится членом Общества архитекторов-художников, получает многочисленные премии Общества имени Архипа Куинджи.

Её картины печатаются в журналах «Аполлон» и «Огонёк», несколько работ приобретает для своей частной коллекции Максим Горький, а сама Киселёва ставится критиками в один ряд с Зинаидой Серебряковой, Александром Бенуа и Львом Бакстом.

 

«Идея провести у нас в музее выставку Елены Киселёвой жила во мне с того самого момента, как я впервые познакомилась с её полотнами. Эта живопись столь хороша, что её малая известность сложно объяснима», – рассказывает директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова.

 

К сожалению, XX век не всегда был «элегантным» – после Октябрьской революции Елена Андреевна Киселёва, спасаясь от голода и разрухи, покидает родную страну и вслед за мужем, профессором математики, отправляется в эмиграцию в Сербию.

После переезда времени для занятий живописью становится всё меньше. Имя художницы на родине было забыто, её творческое наследие рассеяно по частным собраниям, а сама она стала хранительницей профессорского дома в Белграде. После смерти единственного сына в 1944 году она навсегда оставила живопись. Елена Киселёва умерла в возрасте 96 лет, завершив свой «элегантный век».

 

Выставка, созданная совместно с Воронежским областным художественным музеем имени И.Н. Крамского, впервые соберёт в одном месте более 50 полотен Елены Киселевой из Государственного Русского музея, Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, Института русского языка и литературы «Пушкинский дом», а также частных коллекций.

В рамках выставки запланирована обширная программа: лекции, тематические дискуссии и экскурсии.

К открытию выставки научный отдел Музея русского импрессионизма выпускает первый в мире каталог Елены Киселёвой, где будут представлены 60 работ художницы.

 

Грузинский авангард: 1900–1930-е. Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и другие художники. 

До 12.03.2017 в ГМИИ имени А.С. Пушкина — Отдел личных коллекций. Произведения из музеев и частных собраний.

 

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина впервые в России представляет столь масштабную выставку работ грузинских художников первой трети ХХ века.

 

Зрители увидят произведения Нико Пиросманашвили (Пиросмани) (1863–1918), Владимира (Ладо) Гудиашвили (1896–1980), Давида Какабадзе (1889–1952), Кирилла Зданевича (1892–1969), Александра Бажбеук-Меликова (Меликяна) (1891–1966), Елены Ахвледиани (1901–1975), Ираклия Гамрекели (1894–1943), Петрэ Оцхели (1907–1937) и Зиги (Сигизмунда) Валишевского (1897–1936).

 

 

Всего представлено более 200 произведений живописи, станковой и театральной-декорационной графики из крупнейших музейных и частных собраний России и Грузии.

 

Данный проект призван подчеркнуть важность диалога между двумя странами, чьи история и культура неразрывно связаны на протяжении столетий надежными узами. Грузия, и Тифлис в частности, были местом встречи разных цивилизаций, языков и традиций.

Главная идея выставки – показать богатейшее художественное наследие грузинского искусства эпохи авангарда.

 

В начале ХХ века авангардная мысль оказала сильнейшее воздействие на разные виды искусства в Грузии: живопись, литературу, музыку и театр. Тифлис стал центром творческого эксперимента, «маленьким Парижем».

Культурная жизнь города была насыщена событиями: артистические кафе наперебой устраивали поэтические турниры. Здесь выступали В. Маяковский и О. Мандельштам, в Тифлис переехали поэты В. Каменский и А. Кручёных.

В консерватории преподавал Г. Нейгауз. Философ Г. Гурджиев открыл здесь первый «Институт гармонического развития человека» и «Школу коллективной гимнастики», где все желающие могли поступить в классы и изучать «сакральные танцы» и «сакральную гимнастику».

 

В 1910-е годы Д. Какабадзе, братья Зданевич, А. Бажбеук-Меликян и др. отправились из Грузии на учебу в Санкт-Петербург и Москву. Они активно включились в столичную художественную жизнь, сблизились с представителями русского авангарда, участвовали в выставках и диспутах, выступали с художественными манифестами.

В 1912 году петербуржец Михаил Ле-Дантю и тифлисец, поэт-футурист Илья Зданевич «открыли» творчество Пиросмани сначала русской, а затем и европейской публике. Они были первыми, кто сопоставил работы Пиросмани с произведениями А. Руссо, вокруг которого в начале 1900 х объединились П. Пикассо, А. Матисс, А. Дерен и многие другие.

Для грузинских художников «нового» поколения картины Пиросмани стали если не источником вдохновения, то примером свободного от «академической косности» чистого искусства. В начале 1920-х многие грузинские художники отправились в Париж, где познакомились с А. Дереном, А. Модильяни, А. Марке, Ф. Леже, Л. Фужитой, а также с русскими авангардистами М. Ларионовым и Н. Гончаровой.

Л. Гудиашвили учился в Академии Рансона; К. Зданевич – в Академии Гранд Шомьер. В Париже прошел ряд выставок с участием грузинских художников.

Интеллектуальная жизнь процветала в Тифлисе и после установления советской власти в Грузии в 1921 году. Авангардный эксперимент продолжался на протяжении 1920-х годов.

В марте 1924 года была создана группа «H2SO4», члены которой издавали журнал под тем же названием; в 1926 году вернулся из Парижа Гудиашвили, в следующем году – Какабадзе, а поэты Симон Чиковани, Тициан Табидзе и Паоло Яшвили продолжали писать и публиковать свои стихи вплоть до конца 1930-х годов.

 

Затем, в обстановке жестких политических репрессий откровенные художественные эксперименты прекратились; в личной и творческой судьбе многих героев грузинского авангарда начала XX века в полной мере отозвались драматизм истории страны.

В подготовке проекта приняли участие Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей Востока, Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Московский музей современного искусства, Российская государственная библиотека, Российский государственный архив литературы и искусства.

 

Открыли для научной работы свои архивы и оказали поддержку Национальный музей Грузии им. Ш. Амиранашвили, киноконцерн «Грузия-фильм», Музей-библиотека им. И. Гришашвили и другие.

В рамках проекта подготовлено издание, включающее ряд научных статей, написанных международным коллективом авторов, каталог всех представленных на выставке произведений, а также альбомную часть с полноформатными красочными иллюстрациями.

Кураторы выставки – Ивета Манашерова, Елена Каменская.

Авторы идеи выставки – Марина Лошак, Тамаз Манашеров, Михаил Каменский.

 

 

 

 

 

 

Please reload

Последние посты

Please reload

Подпишитесь на нас

  • Instagram
  • Facebook Социальной Иконка