• Ирина Никольская

Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе в ГМИИ им. Пушкина

Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе.

Из собраний Италии и России 09.06.2017 – 20.08.2017 Главное здание http://www.arts-museum.ru/events/archive/2017/venice/index.php



В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась выставка «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России», представляющая 23 первоклассных произведений, исполненных тремя величайшими живописцами. В Москве эти работы будут собраны впервые, а некоторые из них никогда не покидали пределов Италии. В эпоху Возрождения Венеция переживала блестящий расцвет искусства и, в первую очередь, живописи. В XVI веке там создавала свои произведения триада величайших мастеров кисти – Тициан Вечеллио (около 1490 – 1576), Якопо Тинторетто (1518–1594) и Паоло Веронезе (1528–1588). Они сыграли определяющую роль в формировании европейской художественной культуры и оказали важное влияние на развитие искусства последующих веков.


Выставка дает уникальную возможность увидеть рядом произведения этих великих мастеров-современников, чье творчество во многом перевернуло представления о самом процессе создания картины, заложив основы развития живописи во всей Европе. На произведениях Тициана, Тинторетто, Веронезе учились такие мастера XVII столетия, как Веласкес, Рубенс, Рембрандт, Пуссен. В концепции выставки Одна из важных тем, получивших отражение в концепции выставки, связана с взаимоотношениями великих венецианских мастеров Ренессанса. Тициан, Тинторетто и Веронезе родились в разных городах, принадлежали к разным поколениям, имели разный социальный статус и образование; творчество каждого из них отличалось неповторимым художественным языком и собственным стилем. При этом, они, в каком-то смысле, дополняли друг друга. В их творческих судьбах много общего – все они выполняли заказы для церквей Венеции и прилегающих территорий, а также работали по частным заказам крупнейших политиков и влиятельных персон. Кроме того, все три мастера возглавляли наиболее активно работавшие мастерские, которые, по венецианской традиции, были семейными. Нередко их сосуществование в художественном пространстве Венеции рассматривают как соперничество. Реальность была гораздо более сложной: каждый из мастеров занимал свою определенную нишу, обращаясь к разным категориям заказчиков и к разным слоям общества. Художники внимательно наблюдали за работой друг друга, изучали ее, и, в конечном итоге, сумели сформировать между собой тип отношений, исключавший открытое противостояние: сохраняя верность общим культурным корням, каждый из них четко осознавал собственную творческую индивидуальность.

Экспозиция дает уникальную возможность увидеть бесценные шедевры трех мастеров, хранящиеся в собраниях главных музеев Италии и России. В едином пространстве представлены портретные работы и произведения на религиозную тематику – от композиций для частных заказчиков до крупных алтарных образов (вид живописи, в котором венецианские художники XVI века совершили подлинную революцию). Кураторы выставки не обошли стороной и тему трактовки мифологических сюжетов, в рамках которых Тициан, Тинторетто и Веронезе обнаружили собственные подходы к раскрытию темы красоты, исполненной чувственности и живого трепета. Свобода и оригинальность интерпретации эротических сюжетов, свойственных мифологической тематике, на протяжении последующих веков прославляли венецианскую живопись XVI столетия – золотого века Тициана, Тинторетто, Веронезе. В многообразной панораме выставки нелегко выделить отдельные примеры, и все же картина Тициана «Саломея» достойна этого по праву. Она принадлежит собранию частной Галереи Дория Памфили в Риме и редко покидает пределы Италии. Исполненная еще молодым мастером в середине второго десятилетия, когда Ренессанс в Венеции достиг своей зрелости, картина привлекает поэтичностью образа и яркой красочностью. Стремление к выразительности колористической гаммы составляет отличительную черту венецианской школы живописи в целом, но особый вклад в эту традицию внесли Тициан, Тинторетто, Веронезе, которым и посвящена выставка.

Якопо Тинторетто – художник драматического склада, использовавший цвет как мощное средство выражения. Особенно наглядно это видно в его алтарных композициях, таких как «Тайная вечеря» из церкви Сан