• Ирина Никольская

Читаем вместе: "Режим гения" Мейсона Карри

Привлекла внимание книга Мейсона Карри "РЕЖИМ ГЕНИЯ".

Автор изучил распорядок дня 161 известного человека прошлого и настоящего, пытаясь понять, что их вдохновляет, чем вызван успех, как сочетать творческий труд и необходимость зарабатывать на жизнь, следует ли полностью посвятить себя своему замыслу или же выделять ему несколько часов в день, зато неукоснительно?

Рассказы М.Карри повествуют о трудолюбии Канта, ожидании музы Кафкой, увлечении алкоголем Хайсмитом, жизни без ограничений Сартра и четком расписании Симеона, различном подходе к написанию музыки выдающимися композиторами и разном отношении к делу известных режиссеров. Не остались без внимания и художники, Мейсон описал привычки нескольких известных живописцев. Например, Винсент Ван Гог (1853-1890) был большим трудоголиком. "Уже в семь утра я сидел перед мольбертом",- отчитывается Ван Гог брату Тео в сентябре 1888г. Он просидел до шести часов вечера, не отрываясь для еды или отдыха, и, написав письмо брату, собирался вновь вернуться к работе, закончить одну работу и перейти к следующей.

Это было типично: в приступе творческого вдохновения Винсент Ван Гог рисовал безостановочно, "в слепом неистовстве", забывая об отдыхе и пище. Когда спустя несколько месяцев его друг Гоген поселился с ним, привычки Ван Гога не претерпели изменений. Он писал Тео:


"Дни наши заполнены работой, вечной работой; вечером мы бываем так измучены, что отправляемся в кафе и затем пораньше ложимся спать. Вот вся наша жизнь".


СВИТШОТЫ С КАРТИНАМИ ВАН ГОГА В НАШЕМ АССОРТИМЕНТЕ



Английский художник-экспрессионист Фрэнсис Бэкон (1909-1992) - "человек привычек". Непривычному человеку показалось бы, что Бэкон живёт в хаосе. Во всех его студиях царил страшный беспорядок, он ухитрялся обляпать красками стены, мебель была сломана, пол завален книгами, кисточками, бумагами, каким-то мусором. Однако в перерывах между порывами творчества Бэкон жил в роскоши и даже излишестве, по несколько раз в день сытно ел, пил невероятное количество алкоголя, принимал все мыслимые стимуляторы подряд и вообще гулял больше и засиживался по ночам дольше, чем кто-либо из его современников. Но при всём том Бэкон оставался человеком привычки, и его расписание практически не менялось год от года. На первом месте всегда было искусство, и хотя художник поздно ложился спать, просыпался он с первым лучом света и работал несколько часов подряд, примерно до полудня. Полдюжины бутылок вина и две-три ресторанные трапезы в день шли Бэкону только на пользу. Такой уж был у него метаболизм: алкоголь не туманил мозги, обильная еда не сказывалась на фигуре. Более того, изредка случавшееся похмелье Бэкон воспринимал как бонус.

"Мне нравится работать с бодуна, - делился он,- потому что мозг так и прыщет энергией и все мысли как никогда отчётливы".


Фрэнсис Бэкон в студии


Пабло Пикассо (1881-1973) имел вполне буржуазные пристрастия. Всю жизнь он поздно ложился и поздно вставал. Около 14 часов запирался в студии и работал до заката, а то и позже. Хроническое дурное настроение художника его подруга Фернанда списывала на диету: ипохондрик Пикассо пил только минеральную воду, а в пищу употреблял овощи, рыбу, рис и виноград. Пикассо любил поразвлечься между периодами интенсивной работы, но не желал отвлекаться надолго. Ему никогда не надоедало рисовать. Пикассо уверял, что простояв три или четыре часа перед мольбертом он не чувствовал усталости.


"Вот почему художники живут долго, - рассуждал он. - Работая, я оставляю своё тело за дверью, как мусульмане оставляют обувь у порога мечети".

Пабло Пикассо в студии


Джексон Поллок (1912-1956) излишне увлекался алкоголем, что очень вредило его творчеству. В ноябре 1945-го Поллок с женой и коллегой - художницей Ли Краснер перебрался из Нью-Йорка в маленькую деревушку Спрингс. Несколько прожитых в Спрингсе лет оказались самыми счастливыми и продуктивными в его жизни. Спал Поллок обычно долго, около часу дня спускался к традиционному завтраку - кофе с сигаретами, а затем уединялся в сарае, который превратил в студию, до 17.00 или 18.00. Затем они с Ли гуляли вдоль берега. Вечером ужинали с кем-либо из соседей или приглашали гостей. Поллок не прочь был засидеться допоздна, однако в деревне развлечений мало, а потому пить он стал меньше, а спал чуть ли не по 12 часов в сутки.


Поллок за работой

Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901) лучше всего работал по ночам, делая зарисовки в кабаре или расставляя мольберт в борделе. Образы ночной жизни в Париже рубежа веков принесли ему славу, но подорвали здоровье: он много пил, но мало спал. После ночи пьянства и рисования он поднимался спозаранку и принимался печатать литографии, затем шел обедать в кафе и запивал каждое блюдо изрядным количеством вина. Ближе к вечеру следовали аперитивы - художник обожал американские коктейли, что было лишь вступлением к ужину с обильными возлияниями и к очередной пьяной ночи.

"К 40 годам я выжгу себя дотла",- говорил Тулуз-Лотрек приятелю, но слегка не рассчитал: скончался в 36 лет.

Анри Тулуз-Лотрек с моделью

Абсолютно другой образ жизни был у испанского художника Жоана Миро (1893-1983). Он всегда соблюдал жёсткий и неизменный распорядок дня, потому что главным в жизни для него была работа и он не позволял себе отвлекаться. В шесть часов он вставал, умывался, пил кофе с несколькими кусочками хлеба; в семь шел в студию и работал там без перерыва до 12:00. Затем прерывался на завтрак, физические упражнения, встречу с другом или решение деловых вопросов, в три возвращался в студию и оставался там до ужина, до восьми часов, после ужина читал или слушал музыку. Миро терпеть не мог, чтобы какие-то светские или культурные мероприятия нарушали эту рутину. Американскому журналисту он откровенно заявил:


"Черт подери, ненавижу все эти вечеринки и торжественные открытия. Это политика и коммерция, и все чересчур много болтают! Меня от них тошнит!"

Художник Жоан Миро

Американская художница Джорджия О'Кифф (1887-1986) находила вдохновение в уединении. С 1949 года и до конца жизни художница жила в пустыне в штате Нью-Мексико. "Я люблю просыпаться на рассвете,- рассказывает Джорджия в 1966г. журналисту. - Собаки заговаривают со мной, я развожу огонь, обычно грею немного чаю, сажусь в постели и смотрю, как восходит солнце. Раннее утро - лучшее время дня, вокруг нет людей. Такая вот я добрая, предпочитаю мир без людей". Художница, когда ей не хотелось работать, занималась домом и садом, отвечала на письма и принимала гостей. Но всякий раз, с некоторым раздражением, торопилась это закончить, чтобы вновь вернуться к живописи, потому что считала это главным, все остальное делается только ради этого.


"Творчество - будто нить, на которую нанизан смысл всего остального, из чего состоит жизнь".- говорила О'Кифф.

В нашем ассортименте есть прекрасная коллекция пальто, свитшотов и платков с картинами художника Веры Хайрутдиновой, творчество которой вдохновлено Джорджией О'Кифф.


СМОТРЕТЬ КОЛЛЕКЦИЮ

Как мы видим из примеров, режим у каждого гения свой. И нет единого рецепта, как и где найти вдохновение, сколько времени посвящать работе. Объединяет всех одно - жажда творчества и любовь к искусству.

Последние посты

Подпишитесь на нас

  • Instagram
  • Facebook Социальной Иконка