Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо в ГМИИ им. Пушкина

13.09.2018

Выставка «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо» станет одним из центральных событий перекрестного года России и Японии. На выставке будет представлено 135 работ ведущих мастеров японской живописи и гравюры различных традиционных школ. Многие из них стали уже знаковыми в истории искусства Японии и крайне редко покидают пределы страны. 

 

Бóльшая часть работ привезена из Японии и будет показана в России впервые. Два произведения обладают статусом «Национальное сокровище», девять имеют статус «Особо ценный объект культуры» и шесть – статус «Особо ценный предмет искусства».

 

Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина будет проходить в два этапа: первую часть работ посетители смогут увидеть в период с 4 по 30 сентября, а вторую – с 3 по 28 октября. Необходимость в ротации произведений объясняется хрупкостью работ: живопись на бумаге и шелке – деликатный материал, требующий строгих условий транспортировки, хранения и экспонирования. Согласно принятым в Японии стандартам, произведения такого рода не могут быть представлены в выставочных залах более четырех недель. Фактически зрители увидят две абсолютно разные выставки. Вещи из первой части будут заменены на произведения такого же высокого художественного уровня.

 

Изображения взяты из открытых профилей пользователей социальной сети Instagram.  Кликнув на миниатюру, вы увидите авторство (аккаунт) пользователя. 

 

 

ПОДРОБНЕЕ О ВЫСТАВКЕ И ЭПОХЕ ЭДО 

 

  • В эпоху Эдо (1603–1868) в Японии возникло большое количество различных художественных направлений и школ. После длительного периода междоусобных войн власть в Японии перешла в руки сёгунов из рода Токугава, которые правили страной на протяжении почти 265 лет. Этот период стал самым длинным в истории Японии после периода Хэйан. Прекратились войны, стали активно развиваться различные традиционные ремесла. Фактическим центром страны стал город Эдо, куда военный правитель Токугава Иэясу перенес столицу. Менее чем за полвека Эдо из небольшой рыбацкой деревушки превратился в город с полумиллионным населением.

  • Эпоха Эдо ознаменовалась бурным строительством городов и расцветом художественной культуры. Вокруг замков, на пересечениях торговых путей, близ морских заливов с бухтами возникли города, формировались сословия ремесленников и купцов, которые наряду с военными стали законодателями художественных вкусов эпохи. Если в предшествующий период религиозные памятники хранились в монастырях и храмах, а светское искусство было аристократическим, то в эпоху Эдо позволить себе заказывать предметы искусства могли и богатые купцы, и горожане. Этому способствовало развитие книгопечатания и гравюры на дереве – того, что называют искусством укиё-э.

  • На выставке будут представлены произведения художников школы Канó – самой влиятельной в эпоху Эдо, распространившей свое влияние на все регионы страны, а также работы, созданные самобытными мастерами, принадлежавшими к разным киотским школам, расцвет творчества которых пришелся на середину эпохи Эдо, таких как Огата Корин, Маруяма Окё, Ёса Бусон, Ито Дзякутю, Сога Сёхаку. Произведения школы укиё-э будут представлены от ранних гравюр XVIII века до гравюр конца эпохи Эдо. Именно гравюры укиё-эво второй половине XIX оказали значительное влияние на западных художников, и благодаря этому повальному увлечению возникло направление в искусстве, которое получило название «японизм».

  • На выставке в Пушкинском музее будет представлено все многообразие жанров японской живописи и гравюры: пейзажи, портреты, жанровые и исторические сцены. Посетители выставки увидят свиток с портретом поэта Ли Бо кисти Икэно Тайга, свитки по мотивам повести «Исэ-моногатари» (Х век), повести «Гэндзи-моногатари» (X–ХI века), автором которого считают придворную фрейлину Мурасаки Сикибу, и эссе монаха Ёсида Кэнко «Записки от скуки» (XIV век). Особое внимание на выставке уделяется жанру пейзажа, представленному в двух тематических направления: «воды и горы» – образы, символизирующие полярные позиции восточной философии (инь и ян, темное и светлое, женское и мужское начало), – и «цветы и птицы», которое нашло отражение в пейзаже малых форм. Техника исполнения большинства живописных работ – письмо кистью на шелке или бумаге минеральными или растительными водорастворимыми красками, а в печатной графике – гравюра на дереве.

  • Интересны и формы живописных произведений: на выставке будет представлена живопись на ширмах и раздвижных перегородках, которыми разделялись жилые пространства (в Японии для ее обозначения существует специальный термин – сёхэйга). Также будут представлены вертикальные свитки какэмоно, или какэдзику, для которых отводилась специальная ниша токонома в стене, становившаяся эстетическим центром помещения. Горизонтальные свитки эмакимоно чаще всего содержали повествовательный рассказ, их нужно было рассматривать, постепенно раскручивая перед собой.

 

Кураторы выставки: Хироёси Тадзава, заведующий отделом научных кураторских исследований, Токийский национальный музей; Айнура Юсупова, ведущий научный сотрудник отдела графики, ГМИИ им. А.С. Пушкина

 

Официальный сайт: https://pushkinmuseum.art/events/archive/2018/exhibitions/edo/index.php?lang=ru

Please reload

Последние посты

Please reload

Подпишитесь на нас

  • Instagram
  • Facebook Социальной Иконка