• Варвара Безрукова

Арт-персона: художник Анастасия Копытцева о ценности картин, женских образах и честности с собой

На этот раз мы решили поговорить о современном искусстве непосредственно с его представителем – московским художником Анастасией Копытцевой. Её работы можно увидеть на многих крупных российских и зарубежных выставках. Но мало кто знает, что происходит с картинами до и после экспозиций, а ещё меньше тех, кто готов об этом рассказать. О важности образования, экспериментах с материалами, личных открытиях и скрупулёзном отношении к работам – в интервью ART FLASH.



Художник Анастасия Копытцева. Фото: Варвара Безрукова



Ваши картины вызывают одновременно восхищение, интерес и, конечно, множество вопросов. Как бы вы сами охарактеризовали свою художественную технику?


На мой взгляд, прошло слишком мало времени, чтобы это четко сформулировать. Эта техника возникла совсем недавно, однако есть такой термин как «мистический реализм» – возможно, он более или менее отражает мой стиль. Сейчас многие художники работают в этом стиле, смешивая реализм с более абстрактными формами.



В одном из интервью вы сказали: «Прежде всего, очень важно знание истории искусства. Оно формирует определённый фундамент». Как известно, у вас два образования: художника-постановщика во ВГИК и фотографа в БВШД. Как каждое из направлений повлияло на создание картин?


И там, и там мы проходили как историю искусств, так и историю мирового кино и фотографии. Предметы полезны несколькими аспектами. Первый – художники, которые знаниями не обременены, могут что-то сотворить и думать, что они изобрели новое. Однако если копнуть в историю искусств, может оказаться, что 60 или 80 лет назад кто-то уже придумал такое, и все об этом давно знают. Отсутствие знаний чревато тем, что художник будет вариться в собственном соку. Ему будет сложно выйти за рамки собственного представления о мире.


Второй аспект чуть более интеллектуальный – возможность цитировать предшественников. Но это не заимствование каких-то деталей или плагиат, а именно тонкая игра. Только человек, который хорошо изучал наследие мастеров Возрождения, может понять, что в работы настоящего поставлены те же фигуры в тех же позах. Знание прошлого даёт возможность людям из арт-среды говорить на одном языке. Получается, история искусств – это фундамент.



В своих работах вы часто экспериментируете с материалами: акрил, темпера, масло, бронза и даже эпоксидная смола. Какой из них стал наиболее подвижным для воплощения ваших идей?


Во время и после обучения в институте я писала темперными красками, потому что лучше всего меня научили именно этой технике. В ней я мастерски могла изобразить любые оттенки, полутона и формы. К маслу я пришла позже, хотя мы его изучали и в художественном лицее, и в институте. Я стала им писать, когда поняла, что темпера не даёт мне возможности сделать какие-то более тонкие, плавные переходы. После этого я так вошла во вкус, что практически только маслом и пишу. А вот какие-то подкладки или локальные цвета мне гораздо проще сделать акрилом. Для меня он стал вспомогательным материалом.


Источник фото: Инстаграм @anastasia_kopittseva