Совсем не детские темы в мультфильмах Disney: как персонажи сказок заговорили о феминизме

И причём тут сексизм, расизм и социальная несправедливость.

 

This Disney Princess Avengers. Posters designed by Kady Jaspersen

 

 

Говорить о феминизме с точки зрения его влияния на культурную среду и жизнь социума можно бесконечно. Споры на этот счёт не утихнут ещё долго, в том числе и в России. Но нельзя отрицать тот факт, что сейчас феминистские идеи прочно и всесторонне проникают в нашу жизнь. Мода, искусство, кинематограф, литература, музыка – продолжать список сфер, в которых вы хотя бы раз краем уха услышали о непоколебимой силе женщин, можно бесконечно.

 

Но сегодня речь пойдет о мультипликации. Если раньше создатели мультфильмов в большинстве своём опирались на традиционный до мозга костей сюжет «дева в беде», то сегодня вектор немного поменялся. И дело здесь не только в сюжетных пробелах и несостыковках (например, в «Белоснежке» принц занимает минимум сюжетного времени, но в корне переворачивает ход игры силой своего поцелуя).

 

Snow White and the Seven Dwarfs (1937). © Disney

 

Сюжет, в котором главная героиня вынуждена ждать, когда её спасут от всех проблем, становится совершенно не актуальным, когда весь мир говорит о гендерном равенстве и публично порицает любую дискриминацию. Несмотря на то что Walt Disney Studios порой всё же делали попытки наделить женских персонажей героическими чертами (Покахонтас спасла родную деревню, а Мулан – целый Китай), настоящая борьба за равноправие началась совсем недавно и успела затронуть всех – от скандинавских принцесс до семьи супергероев.

 

Pocahontas (1995). © Walt Disney Studios

 

 

«Принцесса и лягушка», или «История о первой чернокожей принцессе»

 

В 2009-м, когда предвыборная кампания Барака Обамы была в самом разгаре, а мультфильмы о принцессах на время перестали быть востребованными, свет увидел совсем не привычную интерпретацию старого сюжета о любви между лягушкой и человеком.

 

«Принцесса и лягушка» стала революционным мультфильмом по нескольким причинам: во-первых, принцесса там не ставит изначальную цель влюбиться и выйти замуж за молодого и обеспеченного принца. Её-то и принцессой назвать сложно: Тиана много работает и хочет связать свою жизнь с ресторанным бизнесом. Так что ей скорее подходит звание бизнес-принцессы. Девушка совсем не летает в облаках, ведь её первостепенная мечта – стать экономически независимой и заниматься бизнесом пересиливает всё остальное. Во-вторых, Тиана – темнокожая главная героиня. Такой действительно мощный шаг вперед от Walt Disney Studios вряд ли кто мог ожидать, ведь до этого подавляющее большинство диснеевских принцесс были белокожими (за исключением Покахонтас и Жасмин).

 

Так сказка об обычной официантке из Нового Орлеана изменила представление о том, как должен строиться сюжет в детском мультфильме. Стремление к своей мечте – вот главная мораль, а суровые будни лягушки – уже второстепенное.

 

 

«Загадать желание — это только часть дела. Надо ещё много работать. И тогда сбудется всё, что пожелаешь»

 

Тиана, главная героиня мультфильма «Принцесса и Лягушка»

 

 

«Я вижу только цель», отрывок из мультфильма «Принцесса и лягушка», 2009. Источник: YouTube

 

 

«Холодное сердце», или «Две главных героини лучше, чем одна»

 

Триумф феминизма, по версии Disney, случился в 2013 году, когда создатели приняли нетипичное на то время решение: ввести в сюжет сразу двух главных героинь, а главного персонажа-мужчину (спойлер!) сделать самым настоящим подлецом. Тема сестринской любви в мультфильме раскрывается с нескольких сторон и довольно хорошо заменяет привычную и немного поднадоевшую линию «поиска истинной любви».

 

Мультфильм противостоит устаревшим шаблонам, где принцесса с первого взгляда влюбляется в принца и живёт с ним долго и счастливо. Напротив, Эльза отговаривает сестру выходить замуж за человека, которого та совершенно не знает, и впоследствии оказывается права. В итоге, героини обретают настоящее счастье своими собственными силами. Тут у взрослого зрителя невольно возникнет вопрос: «И что же, они смогли справиться со всеми трудностями даже без финального поцелуя от прекрасного принца?» Да, и такое бывает.

 

Frozen (2013). © Disney

 

 

«Моана», или «Неужели в мультфильме не будет любовной линии?»

 

Ранее Диснеевские мультфильмы строились по принципу – любовь творит чудеса, разрешит все проблемы и спасёт от любого, даже самого страшного монстра. Но в жизни любовь между двумя людьми далеко не всегда помогает свернуть горы (а порой даже наоборот).

 

В «Моане» главная героиня руководствуется исключительно личными принципами и мечтами, она не думает о замужестве и не подчиняется стереотипам о «женском предназначении». О чём же может быть тогда детский мультик, если не о любви и сражении со злодеями? Ну, например, о целеустремленности, следовании своей мечте, покорении неизвестного и поиске истинного счастья. Моане удается сделать то, что не удавалось никому из её семьи. Она не испугалась и покорила неизведанное в одиночку (не считая потрёпанного петуха рядом), а затем спасла целую деревню от голода. Кстати, сражения со злодеями в мультике тоже есть, но тут опять же всё не по формату: герои противостоят опасности вместе, на равных, без оглядки на гендерные стереотипы.

 

 

«Хочешь что-то услышать?», отрывок из мультфильма «Моана», 2016. Источник: YouTube

 

 

«Суперсемейка 2», или «Дорогу супер эластичным женщинам!»

 

Мультфильм о семье супергероев, выпущенный Disney в далеком 2004-м произвел настоящий фурор в мире мультипликации и мгновенно выбился в лидеры мирового проката. Только через 14 лет компания решила снова вернуться к «Суперсемейке» и попробовать повторить прошлый рекорд по популярности. И мультику это удалось: при бюджете в $200 млн кассовые сборы в США составили $608 581 744. Только фокус в новой версии мультфильма сместился на женских персонажей: здесь на первый план вышла мама Эластика, и главным злодеем оказалась… злодейка.

 

Эластика действительно заслужила звание супер-женщины: она и прекрасная мать, и любящая жена, и мир во время обеденных перерывов успевает спасать. При таких показателях надобность в остальных героях резко отпадает. На протяжении большей части сюжета Мистер Исключительный страдает от недостатка внимания, не справляется с бытовыми делами и тайно мечтает снова вернуться в строй и захватить внимание общественности.

 

Так, через сюжет мультяшного блокбастера зрителю пытаются рассказать о весьма важных общественных проблемах: трудностях социальной адаптации, распределении обязанностей в семье, невидимом домашнем труде и положении женщины в мужском мире. Количество важных тем на один сюжетный квадратный метр просто зашкаливает.

 

Incredibles 2 (2018). © Disney

 

 

«Ральф против интернета», или «Лучшая цитата о диснеевских принцессах в… диснеевском мультфильме»

 

Завершить рассуждение о месте феминизма в детских мультфильмах хотелось бы каким-то масштабным комбо. К счастью, продолжение мультика «Ральф» 2018 года сделало это просто идеально.

 

Винилопа – маленькая озорная девчонка, обожающая хулиганить и попадать в неприятности – в один момент попадает в диснеевский замок и встречает всех известных нам прекрасных принцесс в одном месте. В процессе обсуждения насущного вопроса о том, что объединяет всех принцесс в комнате, девушки приходят к выводу, что вся их жизнь, успех и счастье, по мнению большинства, полностью зависят от мужчин. Отрывок из мультика мимолетно набрал популярность в Интернете, и здесь он идеально подходит под категорию «И смешно, и грустно».

 

Вот что говорит кинокритик Антон Долин об этом сюжете:

 

«Корпорация Disney не способна отказаться от самого прибыльного своего актива – принцесс, но не может и не понимать, насколько плохо сама концепция «сказок для/про девочек» соответствует нынешним социальным и политическим тенденциям. Безусловно, принцессы последних лет сильно эволюционировали: стали независимее, энергичнее, агрессивнее… И вот в одной из новейших независимых франшиз – «Ральфе» – студия переосмысляет свою патриархальную политику и откровенно высмеивает её заодно всё-таки напоминая о преемственности и вставляя в абсолютно иную по духу анимационную картину своих фирменных героинь».

 

 

«Все диснеевские принцессы в одном месте», отрывок из мультфильма «Ральф против интернета», 2018. Источник: YouTube

 

 

Можно долго приводить примеры того, как сильно трансформировались сюжетные линии в новых диснеевских мультфильмах, и как часто в них теперь можно заметить рассуждения по поводу различных острых общественных проблем (например,  тема расизма и социального неравенства в «Зверополисе»). Относиться к этому можно по-разному: пока защитники традиционных сюжетов о прекрасной принцессе и доблестном принце критикуют новые мультфильмы за «засилье феминизма», другие с интересом наблюдают за совершенно новыми нетипичными персонажами с противоречивыми характерами, сложной судьбой и большой мотивацией изменить мир.

 

Мир действительно изменяется и явное тому доказательство – обновлённые сюжеты мультфильмов. Современные родители больше не хотят показывать своим детям сказки, где принцессам вечно приходится чего-то ждать: справедливости, счастья, спасения, прекрасного принца… Они хотят доказать своим детям, что за своё счастье нужно крепко цепляться собственными руками, а если уж и строить любовь, то на равных началах, не пытаясь спасти друг друга из лап зловещего дракона (или сценариста).

 

Диснеевских персонажей теперь нельзя считать шаблонными и однотипными, что подтверждают и киноверсии старых мультфильмов. Например, в современном «Алладине» 2019 года Жасмин претендует на звание первой султанши в своей стране, а на роль Ариэль в скором ремейке «Русалочки» 1989 года взяли темнокожую актрису Хэлли Бэйли. Остаётся только догадываться, какие новые сюрпризы от Walt Disney Studios будут ожидать нас в будущем.

Please reload

Последние посты

Please reload

Подпишитесь на нас

  • Instagram
  • Facebook Социальной Иконка