• Юлия Дожделева

Знакомимся ближе: Яёи Кусама

Японская художница, раскрасившая весь мир узором в горошек.


Яёи Кусама

Источник фото: YAYOI KUSAMA by Riccardo Vecchio


«Я надеюсь, что искусство сможет сделать мир спокойнее», – Яёи Кусама.


С 2013 года выставки Яёи Кусамы посетили более пяти миллионов зрителей, что делает её самой успешной из ныне живущих художников. Кроме того, её также можно смело назвать самой богатой художницей: в 2014 году картина Кусамы «Белый №28» была продана за $7,3 млн. Всё это не было бы столь удивительным для поклонников искусства без упоминания ещё одного интересного факта – Яёи Кусама уже более чем 40 лет находится в психиатрической клинике.


«Белый № 28», Yayoi Kusama, 1960

«Белый № 28», Yayoi Kusama, 1960


Творчество Кусамы глубоко психологичное. Уже с самого детства девочка выражала свои чувства и эмоции через картины: яркие краски символизировали эмоциональный подъем и жизнерадостность, тёмные – обычно совпадали с сильной психологической неустойчивостью и депрессией. Вдобавок к этому Яёи часто посещали слуховые и зрительные галлюцинации, и творчество помогало ей справляться с пугающими видениями.


В возрасте 10 лет Яёи обнаружила, что самое большое наслаждение она получает, когда рисует точки. «Когда я рисую точки, мои глаза начинают ярче блестеть. Точки вдохновляют меня», – призналась она в одном из интервью.



Яёи Кусама – Одержимая горошком, Tate. Источник: YouTube


Приступая к созданию нового шедевра, Яёи никогда не растягивает творческий процесс надолго: картина должна создаваться немедленно, ведь её направляют идея и желание автора изобразить целую вселенную на бумаге. Такая специфичная особенность художницы творить «здесь и сейчас» связана с тяжёлыми детскими воспоминаниями, когда мама часто вырывала из рук маленькой Яёи незаконченные рисунки и уничтожала их прямо на глазах у ребёнка. Чувство паники и страха от того, что картину у художницы могут отобрать в любой момент, сохранилось на всю оставшуюся жизнь. Все свои шедевры Кусама создает в максимально короткие сроки.


«Подари мне любовь», Yayoi Kusama

«Подари мне любовь», Yayoi Kusama


Родители никогда не хотели, чтобы Яёи становилась художницей. Воспитываясь в строгой патриархальной японской семье, девочка с самого детства должна была готовиться к тому, чтобы стать примерной женой. Мать сделала дочери выгодное предложение: если она будет посещать курсы по этикету, то также иногда сможет ходить в художественную школу. Яёи согласилась и полностью посвятила себя искусству, напрочь забыв про условия соглашения.


Сложные отношения в семье были не только между родителями и детьми: у отца Кусамы были романы на стороне, и мать отправляла девочку шпионить за ним. Такой травматический опыт сильно отразился на мировосприятии Яёи. В будущем тема секса часто будет проскальзывать в её творчестве, однако сама художница в течение всей своей жизни избегала интимных отношений с мужчинами.


Яёи Кусама

Источник фото: Yayoi Kusama / Louisiana Museum of Modern Art


Непонимание и многочисленные конфликты с родителями сделали своё: в возрасте 27 лет, когда Яёи, отказав нескольким мужчинам в замужестве, окончательно разочаровала свою мать, та предложила ей больше никогда не появляться в её доме. В ответ на это художница показательно сожгла две тысячи своих картин на глазах изумлённых родственников и в тот же день отправилась в Нью-Йорк, чтобы полностью посвятить себя занятию всей своей жизни.



Самые знаменитые творения Яёи Кусама



Текстильные скульптуры: предметы из множества мягких отростков и «стулья-пенисы»


Кусама была одной из первых японских художников, переехавших жить и творить в Нью-Йорк. Она была полна вдохновения и готовности удивлять американскую публику своим творчеством.



«Моей целью было только создание нового искусства в США. Я думала только об этом», – рассказывает Яёи Кусама



Однако творческий путь Кусамы был не таким однолинейным и простым, как она его себе представляла: в 60-е и 70-е годы положение женщин в сфере искусства было ограниченным. Большинство галерей выставляли работы исключительно мужчин-художников, а женщинам вообще не разрешалось проводить персональные выставки. Яёи была обескуражена этим фактом, ведь она специально переехала в прогрессивную страну, чтобы продемонстрировать себя широкой аудитории.


Тем не менее у художницы была возможность показывать свои картины и скульптуры совместно с другими современными художниками того времени, чем она успешно пользовалась. К примеру, знаковыми произведениями в творчестве Яёи Кусамы можно назвать её инсталляции из мягких текстильных скульптур.


Приходя на коллективную выставку нескольких художников, зритель сразу обращал внимание на большой диван в углу помещения, со всех сторон оббитый продолговатыми мягкими фигурами. Сама Яёи называла эти фигуры пенисами. Странный, притягательный внешний вид и броское название создали небывалый ажиотаж вокруг инсталляции художницы: каждый второй посетитель желал посидеть на волшебном диване.


Инсталляцией Кусамы были потрясены не столько зрители, сколько сами художники: некоторые из них даже решили перенять идею Яёи и воплотить её уже в своих произведениях. Например, Клас Олденбург также начал создавать текстильные скульптуры, а Энди Уорхолл позаимствовал у художницы повторяющиеся изображения в обоях в своём знаменитом шедевре «Банки с супом Кэмпбелл». Такое копирование очень расстраивало Яёи (в основном потому, что искусство мужчин-художников замечалось чаще и привлекало к себе больше внимания), что послужило одним из поводов к дальнейшей затяжной депрессии.



Сети бесконечности


Тема цикличности и постоянного вездесущего повторения постоянно присутствует в творчестве художницы. Таким своеобразным способом она стремится побороть свои страхи и справиться с психологической нестабильностью. Яёи разрушает пространственные границы между вещами и создаёт совершенно новое произведение искусства – многоликое и бесконечное.


«Бесконечный», Yayoi Kusama, 1984

«Бесконечный», Yayoi Kusama, 1984


Бесконечная зеркальная комната


В 1965 году Яёи приходит идея создания бесконечного замкнутого пространства – маленького мира, заключённого в огромную коробку, где каждый желающий смог бы насладиться красотой окружающего и самого себя.


Такое головокружительное зрелище стало настоящей сенсацией в мире искусства. Оформление психоделического пространства в инсталляции отражало и состояние самой художницы: она будто постоянно ходила по краю, находилась на грани между жизнью и смертью.


Впоследствии зеркальные комнаты бесконечности периодически появлялись на выставках Кусамы. Она постоянно экспериментировала с «наполнением» комнаты, украшая её то текстильными фаллосами, то яркими фонариками, но чаще всего это были те самые точки.



Инсталляция «Бесконечная зеркальная комната», Яёи Кусама

Installation view of Yayoi Kusama in Infinity Mirror Room – R. Castellane Gallery, New York, 1965. © Yayoi Kusama. Courtesy of Ota Fine Arts, Tokyo / Singapore, Victoria Miro Gallery, London, David Zwirner, New York



Сад нарциссов


Your Narcissism for Sale («Ваш нарциссизм на продажу») – такая табличка украсила территорию, где проходила Венецианская биеннале в 1966 году. Яёи принесла с собой полторы тысячи зеркальных сфер и уложила их на газоне. Каждый желающий мог купить своеобразный «нарцисс» в саду Кусамы всего за два доллара. Организаторы биеннале были поражены тем, что устроила Яёи: раньше предполагалось, что искусство – это обязательно очень дорого и элитарно, но сверкающее великолепие сада Кусамы предназначалось для всех.


Так Яёи Кусама выразила свой протест и обратила внимание на проблему коммерциализации арт-сферы. С другой стороны, задумка художницы выражалась и в принципе изменчивости экспозиции: каждый желающий, покупающий и забирающий шар из инсталляции себе, изменял таким образом весь облик сада Кусамы.


Яёй Кусама и «Сад нарциссов», 1966

Яёй Кусама и «Сад нарциссов» (1966) на Венецианской биеннале, Италия, 1966. © Яёй Кусама. Источник фото: Дэвид Цвирнер, Нью-Йорк; Ota Fine Arts, Токио / Сингапур / Шанхай


Мерцающие огни душ


Вдохновлённая бесконечными просторами вселенной и её необычайной таинственностью, Яёи часто задумывалась над тем, как самостоятельно воссоздать космическую атмосферу в своей инсталляции.


В 2008 году мир увидел новое творение Кусамы – «Мерцающие огни душ». Инсталляция представляет собой комнату четыре на четыре метра, стены и потолок которой покрыты зеркалами, а на полу располагается бассейн с небольшим мостиком.


Главное украшение инсталляции – конечно же, светящиеся фонарики, постоянно меняющие цвета. Фирменный горошек Кусамы прослеживается даже здесь, а это означает, что в любой детали, окружающей нас, в природе и ночном небе Яёи Кусама всегда видит нечто большее – бесконечное космическое пространство, окутывающее зрителя с головы до ног.



Мерцающие огни душ, Яёи Кусама, 2008. Источник: YouTube



Множественные финансовые трудности, ситуации с непониманием публики и плагиатом на произведения Яёи, проблемы в личной жизни, а также известие о смерти отца сильно повлияли на художницу: галлюцинации стали волновать Кусаму чаще, а навязчивые мысли о самоубийстве не выходили из головы. На протяжении жизни Яёи предпринимала несколько попыток уйти из жизни. В 1977 году она окончательно решила заняться своим здоровьем и начала посещать психиатрическую клинику. С тех пор Яёи живёт в своём собственном ритме: рано утром начинает работу над своими новыми шедеврами, а уже после проходит арт-терапию в больнице.



«Среди волны людей я умудрилась выжить и прожить такую долгую жизнь. Сколько раз я подумывала о том, чтобы приставить нож к горлу в поисках смерти. Я собралась с мыслями и снова встала. Мне нужен яркий солнечный свет жизни. Я хочу жить вечно», – Яёи Кусама



Старушке уже стукнуло 90 лет, но она совсем не торопится заканчивать карьеру художницы. Яёи Кусама – имя, знакомое любому искусствоведу и ценителю современного искусства, вряд ли в ближайшее время станет упоминаться реже. Бесконечность, укутанная миллионами разноцветных точек, вдохновляет художницу и по сей день. Возможно, если дать волю её фантазии, она сможет и весь мир разрисовать в мелкие горошины.



С чего начать своё знакомство с творчеством Яёи Кусама


1. «Кусама: Бесконечные миры» – документальный фильм Хезер Ленц, рассказывающий историю самой продаваемой художницы в мире: от тяжёлого детства в Японии до радикальных выставок и мировых шедевров.


Где посмотреть: На ivi


2. Kusama's Self-Obliteration – короткометражный фильм, сценарий к которому написала сама Яёи. В течение всего фильма художница рисует точки повсюду: на себе, предметах, животных, растениях, одновременно растворяясь в пространстве, становясь его частью.


Где посмотреть: На YouTube


3. «Yayoi Kusama: From Here to Infinity!» – детская книга о жизни и работах художницы, которая будет интересна как юным искусствоведам, так и взрослым любителям прекрасного. В книге очень много авторских иллюстраций и интересных фактов о жизни художницы.


Где купить: На Amazon


4. Лекция Ирины Кулик «Яой Кусама – Даниэль Бюрен» – видеолекция от Музея современного искусства «Гараж», подробно описывающая творчество эксцентричной японской художницы, которое зачастую носит автобиографический характер.


Где посмотреть: На YouTube


5. Работы Яёи Кусамы на официальном сайте MoMA – картины, архивные фото и многое другое. Отличный способ проникнуться творчеством художницы и заглянуть в самую бесконечность её искусства.


Где посмотреть: На MoMA

Недавние посты

Смотреть все

Последние посты