• Варвара Безрукова

Иллюстраторы XX века, которых должен знать каждый

Художники, чьи работы любили редакторы популярных журналов и их преданные читатели.


Сегодня на страницах журналов редко встретишь графические изображения. Хотя фотография во многом заменила жанр иллюстрации, её мастеров и талантов стоит знать каждому. ART FLASH рассказывает о трёх ведущих иллюстраторах XX века, чей успех смог увидеть весь мир.


Немного истории


В начале XX века искусство иллюстрации претерпело сильные изменения. В первую очередь преобразования связаны с обретением новых стандартов в сфере иллюстрирования. В конце XIX века мастера начали активно работать в технике акварельной живописи, используя изображения в ведущих модных изданиях. Особенность краски позволяла передать все детали портрета и костюма: переплетение кружева, блеск шелка или белизну кожи, свойственную девушкам того столетия. Популярностью пользовались художники-иллюстраторы русского происхождения: Лев Бакст, Эрте и Эль Лисицкий. Созданные в их произведениях образы женщин олицетворяли представление общественности о современных канонах красоты. Именно в этот период была сформирована стилевая система модерна и последующего за ним ар-деко.


Лев Бакст




Обложки для журнала Harper`s Bazaar


В иллюстрации периодических изданий художник достиг особой популярности. После ухода из Академии художеств (её Лев так и не окончил) он иллюстрировал детские книги и журнальные репортажи. Обложки и виньетки, написанные Бакстом, использовались в ведущих русских и французских изданиях современности: «Мир искусства», «Золотое Руно», «Аполлон». Вершиной карьеры стали работы для модных журналов – Бакст оформил несколько знаковых обложек Harper’s Bazaar.


Первая обложка художника была издана в октябре 1913 года. Номер был полностью посвящён последним осенним коллекциям. На обложке была изображена юная девушка в платье тёплых оттенков с модным в то время низким кружевным зонтом. Бакст использовал для создания образа античные мотивы, а также орнаменты, характерные для восточных костюмов.


Темой декабрьского номера американского Harper’s Bazaar 1915 года стали дягилевские «Русские сезоны». Приглашённым автором обложки также стал Леон Бакст. Специально для выпуска художник создал иллюстрацию из «Кавказского воинского танца». Мастер изобразил черкесскую пару, застывшую в полете балетного па. Как и полагается театральному художнику, Бакст с пристальным вниманием отнёсся к костюмам на герое: символичный красный цвет, присущий черкесскому княжескому костюму, этнические детали, прорисовка орнаментов и фрагментов одежды. Обложка принесла небывалый успех дягилевской постановке – все билеты были раскуплены за пару дней.



Эрте




Обложки для журнала Harper`s Bazaar


По-настоящему гений этого художника раскрылся на этапе работы для Harper’s Bazaar: между 1915-м и 1937 годом Эрте сделал более двухсот обложек для журнала и более двух с половиной тысяч зарисовок, став одним из самых известных иллюстраторов своего времени. Героини его работ – томные модницы в текучих шелках и жемчугах – определили вектор развития для целого поколения. В артистических кругах Америки нередко говорили об образе «женщин Эрте» – европейском стиле эпохи – эфемерном, романтичном, вычурном и недостижимом.


Помимо обложек художник создавал иллюстрации последних модных тенденций и оформлял страницы журналов, посвящённых парижским Домам мод. Вдохновением для Эрте служило искусство древних культур и классический русский балет – пластичность и гибкость фигуры, изящность тела. Грациозность стала неотъемлемой частью женских образов художника.


Значимым моментом в творчестве Эрте стала публикация в Harper’s Bazaar иллюстрации под названием «Женщина-лиса» – полуобнажённая девушка с головным убором из густых белых перьев и усыпанная драгоценными камнями сидит на белоснежных качелях. Со временем Эрте получил прозвище «отца ар-деко» – за свой неоценимый вклад в искусство межвоенной эпохи.



Эль Лисицкий




Иллюстрации художника для книг и журналов


Художник, типограф и иллюстратор Лазарь Маркович Лисицкий, проработавший всю жизнь в жанре авангарда, был признан абсолютным гением своей эпохи наравне с Кандинским и Малевичем. Художник использовал еврейскую символику в книжной графике для детских народных сказок и легенд. Благодаря ему сказки Г. Х. Андерсена на идише обрастали новыми образами, задавая основное направление в сфере иллюстрации на 20-30-е годы XX века.


После непродолжительного периода издательского дела Лисицкий создал теорию Проунов («Проекты утверждения нового»), перевернув художественный мир того времени. Лисицкий, отлично говоривший на немецком, активно участвовал в общеевропейском культурном процессе: оформлял журналы «Вещь», Gestaltung, Broom, вступил в голландское художественное объединение De Stijl. В июне 1922 году вышла первая обложка художника, созданная для немецкого журнала Broom №3 в Берлине. В 1930 году Эль Лисицкий создал обложку журнала, вышедшего специально для международной выставки гигиены в Дрездене. Для советского павильона художник переосмыслил чёрно-белые снимки, на которых были изображены заслуженные труженики СССР, вписав фотографии одну на другую и поиграв с объёмами и формами.


Некоторые работы Лисицкий выполнял вместе с товарищами по редакции или со своей женой Софи. Так, в 1934 году вышла их совместная обложка к десятому номеру журнала, на которой на голубом фоне были изображены три самолета, участвующих в спасательной операции челюскинцев в Арктике.

Последние посты

Подпишитесь на нас

  • Instagram
  • Facebook Социальной Иконка