Ярмарка современного искусства Cosmoscow: как это было – рассказывают участники

Мы спросили художников и галеристов об их опыте участия в главном культурном событии года и о состоянии российского арт-рынка. Вот что получилось.

 

 

О привлекательности Cosmoscow

 

Мария Бурасовская, директор московской галереи фотографии  «Глаз»:

 

Это единственная ярмарка подобного рода в России. Мы участвуем в Cosmoscow с самого начала и рады, что она растёт, развивается, и что мы можем расти вместе с ней.

 

Анна Журба, программный директор Artwin Gallery:

 

На мой взгляд, Cosmoscow очень хорошо и очень правильно развивается в последние годы, и. Если сравнивать с тем, какой путь прошли крупные ярмарки типа «Фриза» (Frieze Art Fair – ежегодная ярмарка современного искусства, проходящая в Лондоне. – прим. автора), то Cosmoscow перенимает самый лучший опыт, который эти ярмарки наработали. Это касается как коммерческой, так и образовательной программ. Кроме того, участие в ярмарке, которая проходит в городе, где базируется галерея, – это в любом случае must.

 

Серия работ «Без названия» (Евгений Гранильщиков, 2019), представленные на стенде галереи Artwin. Фото автора

 

 

Надежда Соколова, арт-менеджер 11.12 Gallery:

 

Это ярмарка, в которой мы участвуем четвёртый или пятый год подряд. У нас уже есть какие-то представления о ней, мы знаем, чего ожидать. Первый раз она открылась лет десять назад, и тогда был совершенно другой формат. Потом она закрылась, а в 2014 году открылась снова. До появления «Да!Москвы» (DA!MOSCOW – арт-шоу, впервые прошедшее в Гостином дворе в мае 2019 года. – прим. автора) она была единственной ярмаркой современного искусства у нас в России.

 

Алиса Йоффе, художница (работы представлялись на стенде Artwin Gallery):

 

Предложение участвовать здесь – это предложение коллаборации, сотрудничества. В современном мире нужно не разъединяться, а наоборот, соединяться. На стенде галереи Artwin была полная свобода с выбором темы, и мы решили поговорить о любви. Директор галереи сказала, что в русском искусстве мало секса и политики – это послужило спусковым крючком. Я была довольно откровенна.

 

Что касается стенда, где я написала своё имя как логотип (речь идёт о проекте ГУМ-Red-Line «Философия общего дела», в рамках которого несколько художников расписали 140-метровый холст. – прим. автора), – это была возможность сделать что-то в очень большом формате в контексте ярмарки, не платя за аренду рекламного места. Это как возможность представиться. В рамках подготовки к выставкам я просмотрела очень много журналов и заметила, что в них часто на одной странице идёт название бренда, а на другой – картинка. Тогда я подумала: почему бы художнику не презентовать себя после того, как зритель «посмотрел журнал»? Мы живём в культуре пост-пост-модерна, когда всё сплавляется, взаимопроникает. Я не считаю, что культуру нужно разделять на низкую и высокую. Нужно добиться хорошего состояния между.

 

 Фрагмент проекта ГУМ-Red-Line «Философия общего дела» в рамках Cosmoscow 2019. Фото автора

 

 

Антон Марьясов, менеджер по коммуникациям галереи Gridchinhall:

 

Как галериста меня привлекает то, что здесь очень правильная аудитория: та, которая одновременно и интересуется искусством, и может себе позволить его приобрести. В дни открытия это очень заметно, и, по-моему, из года в год таких людей всё больше. К тому же здесь есть элемент фейсконтроля – не для людей, а для искусства. Есть ограничения по количеству художников, экспертный совет, который действительно работает. 

 

Анастасия Омельченко, художница, арт-директор Omelchenko Gallery:

 

Cosmoscow очень важна для российского арт-рынка: здесь представлены все наиболее интересные российские галереи. Ещё у ярмарки очень хорошая некоммерческая программа: к примеру, аукцион Off White (Off White – благотворительный аукцион современного искусства, созданный по инициативе Cosmoscow. – прим. автора), который собирает средства для поддержки художников. Также они делают закупки в музеи: к сожалению, не все наши музеи всегда могут себе позволить что-то купить, поэтому помощь по сбору коллекции крайне важна. И, наконец, здесь мы можем открыть для себя новых художников.

 

О социальной миссии арт-ярмарки
 

Мария Бурасовская, директор московской галереи фотографии  «Глаз»:

 

Я знаю, что есть фонд Cosmoscow, знаю, что они собирают работы. Раньше они проводили аукционы для формирования фонда. Cosmoscow привлекает всевозможные премии, гранты – они большие молодцы. Но всё-таки мне кажется, что основная миссия ярмарки должна развивать именно рынок искусства: помогать галереям продавать, коллекционерам – находить, а художникам – расти и создавать новые проекты.

 

Стенд галереи «Глаз» на арт-ярмарке Cosmoscow 2019. Источник фото: Instagram: @glazgallery

 

 

Анна Журба, программный директор Artwin Gallery:

 

Cosmoscow вносит большой вклад в развитие современного искусства, а у искусства, в свою очередь, есть социальная миссия. Может быть, ярмарки – это то место, где такая миссия наименее заметна, но, опять же, – есть образовательные программы. Мне кажется, важно, чтобы ярмарка была максимально доступна для широкого круга людей – особенно в контексте России и Москвы. Это касается ценовой политики на вход, например. В этом смысле очень хорошо, что у Cosmoscow есть раздел с молодыми галереями: так они показывают аудитории, что для коллекционирования искусства необязательно быть очень состоятельным человеком. В идеальном мире искусство должно быть частью жизни представителя среднего класса как минимум. 

 

Надежда Соколова, арт-менеджер 11.12 Gallery:

 

От лица галереи могу сказать, что ярмарка – это изначально сугубо коммерческая история. Чем больше мы продадим, чем больше о нас и о художниках узнают, тем лучше.

 

 

 Стенд 11.12 Gallery на арт-ярмарке Cosmoscow 2019. Источник фото: Instagram @11.12gallery

 

Алиса Йоффе, художница:

 

Социальная миссия Cosmoscow состоит, в первую очередь, в сохранении. Ярмарка предлагает коллекционерам, людям, которые имеют возможность и желание владеть предметами искусства, сберечь их для себя и для потомков. Коллекционеры проявляют уважение, оборудуют хранилища – твои работы не окажутся в подвале подгнившими. В этом, мне кажется, главная миссия Cosmoscow: сохранять и популяризировать искусство среди тех, кто с ним не знаком, но имеет интерес. 

 

Антон Марьясов, менеджер по коммуникациям Gridchinhall:

 

Что-то социальное проскальзывает, но я здесь как галерист, всё время на стенде. Может, оно и было, но я не заметил. С другой стороны, основная задача ярмарки всё же иная – коммерческая.

 

 

 Работы, представленные на стенде галереи Gridchinhall на арт-ярмарке Cosmoscow 2019. Фото автора

 

 

Анастасия Омельченко, художница , арт-директор Omelchenko Gallery:

 

У Cosmoscow очень важная роль. Во-первых, участники ярмарки получают возможность представить свою галерею, художников, с которыми они работают, и посмотреть, как идёт работа у коллег. Во-вторых, сюда приходят люди, которые как минимум интересуются искусством, а как максимум – покупают его. В-третьих, у ярмарки есть некоммерческие программы. К примеру, в этом году «Художник года» – это дуэт «МишМаш», и их работы представлены по всему пространству Cosmoscow. Получается, их показывает не галерея, а сама ярмарка, и это здорово.

 

О современном искусстве в России

 

Мария Бурасовская, директор московской галереи фотографии «Глаз»:

 

Рынок у нас маленький, довольно слабый. Но он есть, и очень надеюсь, что будет в какой-то момент интересен международным коллекционерам. Пока что глобального интереса нет.

 

  Стенд галереи «Глаз» на арт-ярмарке Cosmoscow 2019. Источник фото: Instagram: @glazgallery

 

 

Анна Журба, программный директор Artwin Gallery:

 

Рынок развивается, и достаточно активно. На ярмарке в этом году очень много новых галерей или галерей, которые участвуют всего несколько лет. Это хороший показатель. Но какие-то механизмы поддержки галерей тоже необходимы, потому что это сфера с очень большими расходами и маленькими доходами. Художник должен зарабатывать на жизнь продажей своих работ, а сейчас, как я, к сожалению, знаю, очень часто молодые художники работают на других работах, чтобы как-то финансировать своё творчество.

 

Надежда Соколова, арт-менеджер 11.12 Gallery:

 

Раз такие ярмарки существуют, значит, спрос есть. Хотелось бы, конечно, чтобы спрос был больше, и чтобы он был не только в рамках России, но ещё и на международном уровне. К сожалению, там сейчас это, скорее, точечно и случайно. У нас же в России арт-рынок, по сути, нельзя назвать арт-рынком, потому что все друг друга знают – если не лично, то через одно-два рукопожатия точно. Конкуренции как таковой нет. В сравнении со стремительно растущим азиатским или крепким американо-европейским арт-рынками российский сильно уступает. Но тенденции к развитию есть, и я надеюсь, что всё будет улучшаться. Хотя всё равно это будет видно не раньше, чем лет через десять.

 

Алиса Йоффе, художница:

 

Искусство развивается, на мой взгляд. Современное искусство – это область, где мы экспериментируем, задаём вопросы, и в этом его важность. Люди смотрят на картину, визуальный образ проходит через сетчатку глаза, поступает в мозг, начинается реакция. Это изображение проходит по всем нервным окончаниям, по капиллярам, попадает в твою кровь. Так происходит обучение: мы же приматы, и поэтому склонны повторять, копировать. Художник этим и занимается. Он копирует, смотрит, другой видит, тоже копирует. Находятся различия – и, мне кажется, это самое важное.

 Работы Алисы Йоффе, представленные на арт-ярмарке Cosmoscow 2019

 

 

Антон Марьясов, менеджер по коммуникациям Gridchinhall:

 

Я вчера спросил знакомую арт-менеджера про художников, и она ответила, что про художников вообще не в курсе, а может только организовывать процесс. Поэтому судить об искусстве в России я бы не рискнул. С коммерческой же точки зрения принято считать – и, наверное, до сих пор так и остаётся, – что здесь «рынка нет». С другой стороны, есть пространство для того, чтобы его создать. Я вижу, что рынок строится, пускай и незаметно. Впрочем, художнику я бы пока всё же посоветовал начинать сразу международную карьеру – и не бояться.

 

Анастасия Омельченко, художница, арт-директор Omelchenko Gallery:

 

Спрос есть. Вопрос, достаточный ли? Заявить о себе на международном рынке очень тяжело. Я считаю, что художнику необходимо ездить в арт-резиденции, общаться с кураторами. Галереи должны ему в этом помогать, настраивать коммуникацию. Если же о художнике никто не знает, то никакой талант ему не поможет.

 

 

Работы Анастасии Омельченко, представленные на арт-ярмарке Cosmoscow 2019

 

Please reload

Последние посты

Please reload

Подпишитесь на нас

  • Instagram
  • Facebook Социальной Иконка