• Юлия Дожделева

Образ женщины в кино: взгляд Ларса фон Триера

Как главные героини фильмов датского режиссёра сочетают в себе смиренность и непреодолимую тягу к хаосу.

Ларс фон Триер — знаковая фигура в мировом кинематографе, которая порой воспринимается публикой совершенно неоднозначно. В 2011 году дирекция Каннского кинофестиваля объявила режиссёра персоной нон грата за неудачную шутку про Гитлера, а во время премьеры фильма «Дом, который построил Джек», изобилующего сценами насилия, зал покинули более 100 человек.


Вопреки или даже благодаря этому, Ларс фон Триер — гений кино. Резкий, бескомпромиссный, часто грубый и закрытый в собственных переживаниях, датский режиссёр притягивает зрителя своей иррациональностью. Герои его фильмов, подобно самому творцу, сходят с ума, истерят, занимаются саморазрушением и возрождаются из пепла.


«Каждый зрелый фильм Триера строится на двух центральных персонажах – женщине и мужчине. Мужчину сам Триер иронически-ласково называет "идиотом". Этот человек считает, что умён, но в конце фильма становится ясно, что он совершенно не понимает принципов системы. Женщина же не имеет никакой системы, она двигается иррационально, "на ощупь", плачет, разговаривает с богом. Но в итоге именно этот путь приводит её туда, куда она хотела, и она спасает всех – в том числе и мужчину», – Антон Долин, кинокритик


С женскими персонажами у режиссёра особая история: фон Триера часто клеймят как «женоненавистника» и «антифеминиста». Этому можно найти подтверждение, например, в дискуссии о последнем на этот момент фильме режиссёра «Дом, который построил Джек», где все женские персонажи оказываются карикатурно глупыми и наивными, а потому погибают от рук главного героя.


Впрочем, данная картина — это намеренная насмешка над обществом и ответ критикам датчанина, а потому не стоит брать её в расчёт. Если же смотреть на остальные фильмы режиссёра, то в его отношении к женщинам прослеживается божественный характер. Героини Ларса фон Триера разные и необычные, однако между ними всегда можно найти связь, которая и формирует целостный образ женщины в фильмах великого мастера.


«Рассекая волны» (1996)