Новые медиа в искусстве: знакомимся с саунд-артом

Краткий гид по одному из новейших художественных направлений.

 

Саунд-арт, или звуковое искусство – направление, в котором звук используется как основной медиум. Главная цель – не создание гармоничной мелодии, а привлечение внимания к физическим и акустическим свойствам звука, его зависимости от пространства и воздействию на человека. Вопреки заблуждениям, экспериментальная музыка не относится к звуковому искусству, хотя многие занимавшиеся им художники практиковались в обеих областях. 

 

Термин «саунд-арт» стал широко применяться в 90-х, во время расцвета новых медиа в искусстве, но зародился он ещё в начале XX века. Один из главных его основоположников – футурист Луиджи Руссоло, который в период с 1913 по 1930 годы создавал машины, воспроизводящие шум индустриальной эпохи. Он также написал манифест, где говорил о необходимости сфокусироваться на окружающих нас резких звуках, позабыв о привычных гармоничных сочетаниях.

 

 Экспериментальные отрывки Луиджи Руссоло

 

Дадаисты и сюрреалисты также экспериментировали с саунд-артом. Например, композиция Марселя Дюшана Erratum Musical была основана на последовательности нот, которые поочередно вытаскивали из шляпы. 

 

Звуковые композиции Марселя Дюшана 

 

Творчество художника оказало влияние на Джона Кейджа – революционного композитора и культовой фигуры в области звуковых экспериментов. В 1952 году Кейдж представил пьесу «4’33’’». Она длилась 273 секунды и не содержала ничего, кроме тишины (температура -273℃ – абсолютный ноль по шкале Цельсия). Композитор таким образом предлагал публике обратить внимание на звуки, которые их окружали, но оставались незамеченными.

 

«4’33’’» (Джон Кейдж, 1952) 

 

В 50-х и 60-х годах визуальные художники и композиторы, такие как Билл Фонтана, использовали саунд-арт в кинетических скульптурах и на электронных носителях. Они накладывали друг на друга предварительно записанные звуки с целью исследования пространства вокруг.

 

Билл Фонтана в бойлерной, используемой для его звуковой инсталляции

 

Американский композитор Ла Монте Янг также занимался саунд-инсталляциями. В соответствии со своей концепцией «вечной музыки» без начала и конца, он обустроил лофт, где 24 часа в сутки на протяжении нескольких месяцев играли всевозможные композиции.

 

С внедрением цифровых технологий стало возможным синхронизировать визуальные образы и звуки, а также позволять аудитории взаимодействовать с арт-объектами при помощи датчиков и голоса. Например, в работе Game of Skill 2.0 Кристин Сан Ким предлагала зрителям проводить специальным устройством по проводам, которые меняют звук в зависимости от скорости и направления движения.

 

Game of Skill 2.0 (Кристин Сан Ким, 2015)

 

Где посмотреть?

 

В настоящее время работы саунд-артистов представлены на нескольких площадках в Москве. Например, в рамках выставки номинантов 12-й Премии Кандинского 2019 в ММОМА. А до 8 декабря в «Электромузее в Ростокино» пройдет выставка «Мерцающие суперструктуры / Oscillating Superstructures», на которой представлены масштабные звуковые проекты Сергея Филатова и Якоба Ремина. В рамках события также пройдёт серия концертов с применением экспериментальной аппаратуры. 

 

 

Please reload

Последние посты

Please reload

Подпишитесь на нас

  • Instagram
  • Facebook Социальной Иконка