Поп-арт художник Рома Манихин о начале творческого пути, полёте Маргариты и современной иллюстрации

Восхищение женскими образами, цирковая фантазия и поиск оптимальных цветосочетаний – для художника Ромы Манихина не существует границ в творчестве и уж тем более на карте мира. ART FLASH решил поговорить c Ромой о медиапрошлом и бурлеск-настоящем, важности образования и обнажённых натурах.

 

 Художник Рома Манихин в свитшоте из коллекции PLAYING CARDS. Фото автора

 

 

Рома, с чего началось ваше творчество? 

 

Я бы сказал, что творчество – понятие растяжимое, ведь кто-то и в пять лет начинает мазюкать краской, и это тоже называют живописью. Что касается меня, после десяти лет работы арт-директором в журнале я начал понимать, что устаю и намного больше люблю своё личное творчество. С этими мыслями я решил отправиться в Берлин на групповую выставку и отвезти туда свою графику. Уже там мне пришло приглашение посетить сеанс набросков обнажённой натуры, и каково было моё удивление, когда вместо пресловутой девушки с веслом, я увидел женщину-кошку с огромным фиолетовым страпоном. Это было своего рода арт-сообщество, которое занималось организацией sketch сессий для художников в стиле бурлеск. Они сами выдумывали интересные наряды и приглашали всех желающих для набросков. Модели, позирующие, были очень импозантные, необычно яркие, с пирсингом. Они стали моим толчком к созданию новой коллекции образов. У меня тут же возникло желание сделать что-то подобное в России, и это вылилось в персональную выставку в Музее актуального искусства Игоря Маркина ART4 под названием «18+, или Трёхногая бородатая женщина бросает свадебный букет», которая многих удивила своим шармом и странностью.

 

Рома Манихин, Circus maximus I, 200x300 см, 2014г

 

 

 

 

В вашем творчестве доминируют женщины в разных образах и амплуа. Чаще всего они представлены обнажёнными. С чем вы связываете такое видение женщин в современном мире? 

 

Мне кажется, здесь нет ничего особенного и удивительного, ведь человек с доисторических времён создаёт всевозможных Венер. Это ведь своеобразное поклонение перед женской красотой.

 

 

Рома Манихин, Orange haze, 100x140 см., 2018

 

 

«Я не занимаюсь пропагандой эротики или чего-то ещё, я использую женское тело как декоративное пятно. На мой взгляд, оно красивее и контрастнее мужского – бедра, грудь, пышная прическа. Я рассматриваю образ не как сексуальный объект, а как орнаментальный элемент»

 

 

 

 

Что означает пила в горле у девушки на одной из ваших работ?

 

На самом деле это просто традиционный трюк, который использовали на бурлеск-представлениях. Номер берёт своё начало из средневековой цирковой истории, когда на городскую базарную площадь приезжал табор с актёрами и перед всеми желающими выступали трёхногая бородатая женщина, карлик, забивающий себе в нос гвозди, глотатели огня, шпаг и всего прочего. Получается, стандартный номер, но как он выполнялся и настоящие ли были шпаги – я, конечно, не знаю. В моём случае пила стала апогеем этой метафоры, ведь этот трюк никак нельзя обезопасить – пила широкая и заострённая. В реальной жизни, конечно, я не сторонник никакого насилия и садизма – для меня это неприемлемо. 

 

 

 

 

В ваших картинах можно встретить некоторые фигуры из поздних аппликационных работ Анри Матисса – звёзды на ночном небе, пышные женские губы, сам человеческий облик, контрастные цвета. Какие смыслы вы вкладывали в эти символические образы?

 

По сути Матисс просто брал новые для своего времени сочетания цветов и использовал штампы и образы определённых объектов. Он не вырисовывал глаз – он изображал некий символ, который был лишь логотипом этого глаза. Мне кажется, от этого очень многое почерпнул поп-арт, к которому я причисляю и себя. Обнажённая женская форма и другие образы очень орнаментальны в моём случае. Я не занимаюсь пропагандой эротики или чего-то ещё, я использую женское тело как декоративное пятно. На мой взгляд, оно красивее и контрастнее мужского – бедра, грудь, пышная прическа. Я рассматриваю образ не как сексуальный объект, а как орнаментальный элемент. Тем более, что они у меня изображены достаточно плоско – вырисованы только контуры. 

 

Рома Манихин, Moon light kiss, 100x100 см., 2017

 

 

 

 

Расскажите о серии работ, посвящённых Маргарите.

 

Они были вдохновлены чтением моим детям книжки про Карлсона с изумительными советскими иллюстрациями. В ней есть момент, когда Карлсон летит в халате Фрекен Бок на метле. Прочитав, я понял, что это станет прекрасным сюжетом для моей картины. Сразу возник образ некой чернокожей девушки, которая летит на метле – как бы один из возможных трюков бурлеска. Конечно, я тогда немного усиливал сюжеты, и их уже не сравнить с настоящими. Вот так, как ни странно, детская книга натолкнула меня на этот интересный сюжет. С Маргаритой всё довольно просто – узнаваемый булгаковский персонаж, правда негритянка – но почему бы и нет? 

 

 

 

 

Как вы считаете, какое место в современном искусстве России и мира сейчас занимает иллюстрация?

 

 

Иллюстрация – часть искусства, и я бы, если честно, вообще бы её не отделял. Я закончил МГХПУ им. С. Г. Строганова и параллельно своей работе в журналах рисовал иллюстрации для различных изданий. Получается, мой визуальный язык был сформирован, во-первых иллюстрацией, а во-вторых, локальностью цветосочетаний, которые были взяты из медиасреды. В какой-то момент я заметил, что, когда листаешь Instagram, маленькая иконка в ленте цепляет гораздо сильнее сложной по цвету и тонировке фотографии – она тут же останавливает взгляд. Тут я понял, что мне интересно идти именно по упрощению цвета, чтобы не было цветовых нюансов, чтобы был эффект цветовой простоты. Наверное, это и есть принцип иллюстрации.

 

 

И в России, и во всем мире иллюстрация занимает какую-то свою нишу, может быть недостаточно оцененную публикой, но со своими особыми назначениями. Я долгое время был иллюстратором в изданиях, но в какой-то момент понял, что журнал – это просто медиаповод для зарабатывания денег. Своеобразный рекламный контент, который уже не интересен самой публике. После прочтения журнала ты просто его выкидываешь. А вот книжные иллюстрации, особенно детские, остаются для меня самой правильной и честной составляющей этого ремесла. 

 

 

 

 

Были ли художники, которые вас вдохновляли создавать работы?

 

Всегда так бывает! Конечно, есть самородки, у которых идёт чистый поток образов (но и тут никто не знает, что их вдохновляет на самом деле), и есть художники, которые живут в мегаполисе и транслируют не какой-то свой поток и интуицию, а уже придуманные кем-то силуэты. Последние – конструкторы, у которых всплывают образы на поставленную задачу, которые и говорят им о том, что подходит эстетически, а что нет. В моём творчестве – это чувство, которое говорит, что если мне что-то нравится, то это нечто, составляющее мой культурный бэкграунд. 

 

 Рома Манихин

 

 

 

Художнику обязательно иметь специальное образование?

 

Совершенно нет. Я большую часть жизни нигде не учился,  только когда мне исполнилось 23 года, решил поступить в МГХПУ им. С. Г. Строганова. Такой поздний опыт послужил плюсом, потому что мне не приходилось многие годы рисовать гипсы и всё прочее, а я просто попал в нужный контекст. На самом деле я решил учиться только потому, что преподаватели сказали, что у меня большой потенциал. Да и я чувствовал, что создаю то, что уже было, и пора придумать нечто своё. Предчувствие, что делаешь всё правильно и стало некоторым эталоном измерения того, что всё в жизни верно.

 

 

 

 

Недавно вы были в Испании и не упустили возможности писать даже под палящим солнцем. Чего нам стоит ждать в новых работах: испанского колорита или русской души на зарубежных просторах? 

 

По правде говоря, сначала мы с женой провели целый месяц на Бали и только потом отправились в Испанию, оттуда – в Италию, а потом поехали к моим друзьям во Францию, затем в резиденцию в Грузии, а потом опять вернулись в Испанию, а потом полетели в Токио. В последнее время всё так быстро происходит и ничего нельзя ожидать – на протяжении 4-5 месяцев в каждой стране у меня созревала идея для определённой серии и возможной выставки. Конечно, всё это я фиксировал для себя в виде эскизов, но пока никакого конкретного направления не выбрано. Думаю, что в итоге это выльется в разные истории, поскольку каждая местность ведь по-разному действует на сознание. Культура в странах тоже разная – везде свои нюансы, есть вещи, которые тебя просто покоряют, и их тоже хочется отобразить.

 

 Рома Манихин, Wedding bouquet, 105x200 см.,2015

 

 

 

 

Вы не скупитесь на взаимодействие с различными компаниями: обложка журнала Seasons of Life, проекты для ПИК, фрукты для Даниловского рынка и, конечно, коллаборация с ART FLASH. Как каждое из взаимодействий оказало влияние на общий творческих путь?

 

 

Конечно, каждый новый материал рождает опыт для меня, который всегда выражается в пластике. Если брать конкретно бурлеск и последний проект для ART FLASH, это всё, как я уже сказал, началось в Берлине, где я был загипнотизирован бурлеск-шоу и возможностью рисовать новые образы. Потом Йенс-Петер Браск пригласил меня в Данию для работы над проектом по росписи одного из восьми домов в социальном квартале Копенгагена и последующего участия в стрит-арт фестивале в Орхусе. 

Мои работы настолько понравились ребятам из Normann Copenhagen, что они предложили разработать объекты для нового проекта, посвящённого слиянию искусства и дизайна, то есть некого уникального руковотворного создания и промышленного производства. Для меня воплощением этой идеи стала колода карт, в которую вошли 54 уникальные иллюстрации, а также два подсвечника с образами женщин.

Бомберы, свитшоты, платки и футболки из коллаборации

Ромы Манихина и ART FLASH

Перейти к коллекции 

 

 

 

Назовите топ-3 маст-хэва на зиму из области искусства: куда идти, что смотреть, чем вдохновляться?

 

1. Слетать: в Токио на мою выставку, где будут представлены различные объекты и графика.

2. Почитать: iPhuck 10 Виктора Пелевина

3. Посмотреть: сериал POSE

 

 

 

 

Please reload

Последние посты

Please reload

Подпишитесь на нас

  • Instagram
  • Facebook Социальной Иконка