По следам «Бродячей собаки»: история легендарного арт-подвала

Где собирались артисты, поэты, писатели и художники дореволюционной России и что сохранилось от знаменитого литературного кабаре.

 

 Художественный театр в кабаре «Бродячая собака» (1912/1913)

 

В 2001 году в Санкт-Петербурге по адресу Итальянская улица, 4, открылось арт-кафе «Бродячая собака». Оно до сих пор работает в том же подвале, где читала свои стихи Анна Ахматова и выступал с пламенными речами Владимир Маяковский, но видят ли современные посетители ту же картину, что и знаменитости Серебряного века? Чтобы разобраться в этом, вернёмся к самому началу.

 

Литературно-артистическое кабаре «Подвалъ Бродячей собаки» было открыто 31 декабря 1911 года театральным деятелем Борисом Прониным и сразу же привлекло публику: других подобных мест для встреч петербургской богемы тогда не существовало. Стены кабаре были расписаны художником Сергеем Судейкиным, а поэт Всеволод Князев сочинил гимн заведения: 

 

«Во втором дворе подвал,
В нём — приют собачий.
Каждый, кто сюда попал —
Просто пёс бродячий.
Но в том гордость, но в том честь,
Чтобы в тот подвал залезть!
Гав!»

 

Найти «приют собачий» было действительно нелегко: путь к нему шёл через лабиринт тёмных подворотней и дворов. Кроме того, вход для представителей творческих профессий был гораздо дешевле, чем для простых посетителей. Например, за билет на вечер поэтов «гости» должны были заплатить 3 руб., а актёры, поэты, художники, музыканты и «друзья Собаки» – только 1 руб. Однако «Бродячая собака» и задумывалась изначально как приют для «своих», где авторы и исполнители могли отдохнуть от тягот повседневной жизни. Неспроста название кабаре иронично обыгрывает образ «бедного художника» как бездомного пса.

 

 Эмблема кабаре «Бродячая собака» (М. В. Добужинский, 1912)

 

Те, кому всё же удавалось дойти до «Подвала», попадали в самый что ни на есть эпицентр культурной жизни Санкт-Петербурга тех лет. Завсегдатаями заведения были Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Константин Бальмонт, Игорь Северянин, Михаил Фокин, Тамара Карсавина, Осип Мандельштам, Саша Чёрный, Алексей Толстой, Максим Горький, Владимир Маяковский – и это лишь несколько имён. Здесь встречались акмеисты и символисты, футуристы и сатирики, молодые и зрелые, начинающие и уже достигшие славы. Гости читали свои стихотворения, исполняли музыкальные пьесы, многие из которых именно у «Бродячей собаки» обрели своих первых слушателей. Все беседы велись на равных, а перед входом висел плакат: «Все между собой считаются знакомы». 

 

 Анна Ахматова и Паллада Богданова-Бельская. Источник: «Бродячая собака»

 

Просуществовал «Подвалъ Бродячей собаки» недолго: уже весной 1915 года кабаре было закрыто – вскоре после резкого антивоенного выступления Владимира Маяковского. Официальная версия гласила, что причиной закрытия послужила «незаконная продажа вина». Несмотря на то что Борис Пронин предпринимал несколько попыток возродить «Бродячую собаку» на новых местах, атмосфера оригинала казалась навсегда утерянной вместе с представителями Серебряного века, многие из которых погибли или эмигрировали после революции. 

 

 «Кабаре “Привал комедиантов”» («Моя жизнь») (Сергей Судейкин, 1916)


Подлинное возрождение пришло только в XXI веке. Владимир Склярский, замдиректора Академического малого театра оперы и балета им. Мусоргского и будущий директор новой «Бродячей собаки», описывал, каким трудом далось восстановление легендарного кабаре: «Когда я в 1986 году впервые спустился в этот подвал, там даже не было исторических планировок, так как встроенное бомбоубежище полностью изменило облик подвала. Сам старый дом с его вторым двором, где был исторический вход, представлял жалкое зрелище». 

 

Обновлённая «Бродячая собака». Источник: «Бродячая собака»

 

Восстановить расписанные стены не получилось: от прежних декораций остался лишь один фрагмент, найденный археологами при раскопках. О прошлом напоминает афиша арт-кафе: произведения первых посетителей в ней чередуются с работами современных авторов, тем самым сочетая дань уважения отцам-основателям с продолжением дела их жизни – развития нового искусства. 

 

Актёры мастерской А. Праудина. 100-летие «Бродячей собаки». Источник: «Бродячая собака»

Please reload

Последние посты

Please reload

Подпишитесь на нас

  • Instagram
  • Facebook Социальной Иконка