• Надежда Кулевич

Рой Лихтенштейн: от рекламы к «высокому искусству»

Как массовая культура получила общественное признание и почему современные комиксы обязаны своим появлением поп-арту.


«В машине» (Рой Лихтенштейн, 1963)


В начале своего творческого пути американский художник Рой Лихтенштейн считал рекламу и комиксы худшими визуальными элементами. В середине XX века массовое искусство не пользовалось популярностью среди критиков и коллекционеров, оно было непривычно и казалось низким для истинного художника. Однако со временем именно интерпретация символов поп-культуры стала фирменным стилем Лихтенштейна. Всё решил один случай: однажды Рой нарисовал для своего сына картину с Микки Маусом в доказательство того, что он рисует не хуже, чем создатели персонажа. Так, в 1961 году появилось первое произведение по мотивам комикса – «Смотри, Микки». В дальнейшем он продолжил создавать подобные работы, которые надолго стали центральным мотивом его творчества.


Рой стремился к тому, чтобы его картины выглядели как продукт производства печатных станков, а не рук человека. Для этого им была разработана собственная техника рисования: черные толстые линии, растровые точки «Бэн-Дей» и небольшое количество цветов. В итоге он не просто перерисовывал комиксы, но и привносил в них свой собственный стиль.



«Бум» (Рой Лихтенштейн, 1962); «Смотри, Микки» (Рой Лихтенштейн, 1961)


Настоящая известность пришла к Рою в начале 60-х после персональной выставки, организованной влиятельным арт-дилером Лео Кестелли. Большая часть работ была куплена коллекционерами ещё до её начала. Выставка была шокирующей, ведь на ней не было «настоящих» картин, а только непонятные изображения с печеным картофелем, хот-догом, кроссовками и другими бытовыми предметами. Критики не понимали, где же искусство в работах Лихтенштейна. Его обвиняли в плагиате и безвкусии, журнал Life назвал его худшим художником Америки. Такой ажиотаж только способствовал огромной популярности, однако многие критики так и не изменили своё мнение. Несмотря на это, Рой до конца отстаивал свою точку зрения на искусство.


«Почему вы думаете, что холм или дерево красивее, чем газовый насос, только потому, что для вас это привычная условность?»