Знакомство с арт-зином: 5 художников-иллюстраторов рассказывают о своём творчестве и источниках вдохновения

Искусство в формате А5, или Что посмотреть, чтобы понять современную самиздат-культуру.

 

«РОЗ», Андрей Казьмин, 2018. Источник: Instagram @lamaunderthehat

 

 Зин (от англ. «magazine») – это независимое малотиражное издание, созданное иллюстраторами, художниками и фотографами. Раньше такие книжки делали вручную, но сейчас они печатаются дома или в типографии, а ещё могут быть в онлайн-формате. У зинов нет ограничений по размеру, поэтому основное, что отличает их от журналов – это оригинальная тематика. 

 

В России зин-культура неразрывно связана с самиздатом. В Советском Союзе так назывались все незаконные способы создания литературных произведений, научных трудов и публицистических изданий. Подобные самиздаты обеспечивали творческую реализацию и были способом игнорирования власти. 

 

Сегодня молодые авторы зинов объединяются для совместных творческих проектов и организуют ярмарки и фестивали. На таких мероприятиях любой желающий может прикоснуться к искусству в прямом смысле этого слова. ART FLASH поговорил с молодыми художниками о взглядах на творчество, современном искусстве и процессе создания зинов. 

 

1. Диана Суслова: «Я к тебе уж не приду», 2019

 

Всё началось с литературной вечеринки моих друзей. План был простой: притащить свои детские стихи и зачитать их гостям. Уже на середине эпоса Маши Клименовой «Я к тебе уж не приду» мы сложились пополам от смеха и осознания масштабов всей этой подростковой страсти. Нужно было что-то с этим делать. Формат зина пришел на помощь, он вообще очень развязывает руки – делай, что хочешь и получай удовольствие. Настроение текста вылилось в атмосферу игривой обсессии. В ход пошли какие-то медицинские бланки, моя аудиограмма, папины слегка сумасшедшие листы с расчётами. Очень помог Павел Гришин – наш в Британке [Британская высшая школа дизайна – прим. ред.] проводник в загадочный мир зинов и живописи на курсе иллюстратора Виктора Меламеда. 

 

«Я к тебе уж не приду», Диана Суслова, 2019. Источник: behance.net

 

Есть забавная история про рождение одного крутого зина Варвары Недеогло «Русская культура» (муз. группа «Ленина пакет»). Тестовые образцы делались у меня дома на небольшом копире. Под нетленные хиты Pet Shop Boys копии одного разворота с тематикой 18+ разлетались по всей квартире. Мой муж вернулся с работы, застав это веселье, посмотрел на копир, на копии, и сказал, что, пожалуй, после всего этого Варя обязана на нашем «кэноне» жениться. Зин получился крутейший, очень мне нравится. 

 

Формат зина <...> очень развязывает руки – делай что хочешь и получай удовольствие.

 

«Я к тебе уж не приду», Диана Суслова, 2019. Источник: behance.net

 

Интерес к зинам у нас набирает обороты с каждым годом. Их сейчас можно найти не только на принт-маркетах, они встречаются в некоторых книжных магазинах, на крупных ярмарках их тоже легко найти. Очень радовалась, когда недавно увидела подборку классных зинов в библиотеке. Да и просто в гостях всё чаще встречаю их на полках. Но масштабы пока совсем небольшие, для многих моих знакомых слово «зин» до сих пор непонятное и подозрительное. И Word его красным подчеркивает. Поэтому рассказывать чаще о зинах и поддерживать эту историю, конечно же, нужно. 

 

Моя аудитория – это любопытные кинестетики. Вообще, для меня зин – пример прекрасного договора между зрителем и художником. Никакой дистанции, полная демократия. С одной стороны, это малотиражное издание часто с ручными техниками печати, вполне себе предмет искусства, но при этом очень доступное, да ещё и супер тактильное. Картина в раме обычно не вызывает желания её погладить, а вот зин – другое дело. Можно легко унести домой уникальный экземпляр – шурши и щупай сколько хочешь, только будь открыт к внезапности повествования и уважай священное право художника на эксперименты. Круто же.

 

2. Андрей Казьмин: «РОЗ», 2018 

 

«РОЗ» родился раньше идеи. Его создание – это нарушение классического процесса, когда всё идёт, как по писаному: восторг от идеи, «делание» и затем принятие результата. Здесь создание пошло первым, так что, если вы видели «РОЗ», за идею отвечаете вы.

 

Я уже много лет хожу с карманными блокнотами, и, когда моё «делание» активно началось, я был именно с ним. В «РОЗ» вошла самая маленькая часть рисунков, для раскрашивания которой, мне хватило духа. Хотелось повторить ощущения от формата блокнота, но так, чтобы можно было поделиться им с другими людьми. Потому и был выбран такой формат.

 

«РОЗ», Андрей Казьмин, 2018. Источник: Instagram @lamaunderthehat

 

Я считаю зины искусством. Но не потому, что это какой-то особый продукт творческого человека. Я считаю все предметы нашего окружения искусством, вне зависимости от того, кем они сделаны – человеком с раскрученным инстаграмом, слепым нищим на заводе или машиной на этом самом заводе. Как по мне, мы окружены постоянным реди-мейдом [техника, при которой бытовые предметы становятся произведением искусства – прим. ред.], который можно научиться воспринимать и реагировать на него. Поэтому и зины для меня точно такое же искусство, как и фабричный пластмассовый калькулятор. В хорошем и плохом смысле одновременно.

 

Я совсем не представляю, кто моя аудитория. В этом смысле я плохой маркетолог. Наверное, целевой аудиторией являются все живые люди с любым количеством глаз, за исключением искусствоведов и тех, кто к искусствоведению тяготеет. Теоретизировать искусство вредно обеим сторонам. 

 

«РОЗ», Андрей Казьмин, 2018. Источник: Instagram @lamaunderthehat

 

Мне трудно судить о развитии зин-культуры в России, так как я не очень погружён в тему. На мой обывательский взгляд, зины сейчас можно встретить на каждом маркете или фестивале более или менее адекватного тусовочного толка. Я их вижу на концертах, маркетах-барахолках и книжных магазинах, причём не только в Москве. Если уж зин-культура не развита, то развивается она в полный рост.

 

Зины для меня точно такое же искусство, как и фабричный пластмассовый калькулятор. В хорошем и плохом смысле одновременно.

 

3. Катя Зенина: The book of spells и The Second of February

 

Свой зин The Book of Spells («Книга заклинаний») я нарисовала в рамках подготовки к воркшопу по печати на ризографе [машина, использующая метод трафаретной печати – прим. ред.] и изготовлению зинов из одного листа A3. Мне было очень интересно узнать, что такое ризо-печать. У меня был всего один день, чтобы нарисовать зин, поэтому я выбрала тему, которая меня бесконечно вдохновляет вот уже 20 лет – глупые заклинания и их последствия. Меня всегда веселило, что в играх про Гарри Поттера поощряется всяческое уничтожение школьной собственности – разбивание ваз, переворачивание котлов и скамеек. Из этого и родилась идея сделать сборник глупых, а иногда и откровенно вредных заклинаний. А на обратной стороне зина я сделала постер, изображающий последствия для бедняги, решившегося применить все эти заклятья одновременно. Получилось так здорово, что я потом заказывала печать дополнительных тиражей для продажи этих зинов на ярмарках и фестивалях.

 

The book of spells, Катя Зенина, 2018. Источник: Instagram @zenina_katya

 

Комикс The Second of February («Второе февраля») был сделан для ежегодного мероприятия Hourly Comic Day, на котором художники иллюстрируют весь свой день в течение суток. Получился довольно спокойный, тёплый и немного меланхоличный рассказ об одном зимнем дне. Это первый зин, который я целиком напечатала на ризографе собственноручно. Не обошлось без сложностей, но я всё равно горда результатом. 

 

Думаю, что зины – это искусство, если автор считает свои зины таковыми. Если ставит творчество, самовыражение и эксперимент в качестве главной цели при их создании. А вообще, это не моя работа – наклеивать ярлыки, определяющие, что искусство, а что нет. Моя работа и мой интерес – рисование, создание историй. А моя аудитория – это люди, интересующиеся комиксами, иллюстрацией, различными визуальными экспериментами, с которыми у нас схожие эстетические вкусы. Я сама очень люблю авторские комиксы, личные истории и иллюстраторов, у которых есть какая-то личная сквозная тема, фишечка. 

 

The book of spells, Катя Зенина, 2018. Источник: Instagram @zenina_katya

 

Я вижу, что зин и комикс-культура в России стремительно развивается. Появляются возможности для печати и распространения. У нас была большая традиция самиздата, но она больше литературная, не визуальная. Сейчас есть магазины, продающие комиксы и зины. У людей есть больше примеров перед глазами, что можно сделать и с чем поэкспериментировать. Конечно, это сейчас довольно нишевый интерес, но я верю в рост этой сферы и распространение зин-культуры во многих городах России.

 

4. Дмитрий Изотов: Risunki 2, 2019 

 

Идея создать зин Risunki 2 принадлежит московской независимой типографии Sputnikat. Это их концепция сделать серию брошюр с иллюстрациями разных художников. Но на самом деле я уже давно мечтаю выпустить альбом со своими иллюстрациями, их набралось уже больше сотни, но всё никак не доходят руки. И когда Крис предложил мне участие в проекте Risunki, я согласился. [Chris Rainbow – идейный вдохновитель и владелец Sputnikat – прим. авт.]. У Криса всегда много идей и интересных проектов, завязанных на иллюстраторских комьюнити, например «PersonaЖ», в котором мне тоже повезло поучаствовать.

 

Risunki2, Дмитрий Изотов, 2019. Источник: Instagram

 

Я думаю, целевая аудитория таких зинов – это творческие люди. Творческие не в прямом смысле, то есть не обязательно художники, режиссёры или поэты, а творческие по своей натуре и в душе. Потому что для полного эффекта иллюстрация требует эмоционального погружения, фантазии, интеллекта и, конечно, творчества. Мои работы в брошюре Risunki 2 – это подборка рефлексии, некий иллюстраторский психоанализ прожитого, от детских случайных эмоций, до взрослых осознанных чувств.

 

Зины мне очень нравятся своей компактностью. Они мне напоминают сборники хоку или танки, когда с использованием минимума средств рассказывается многое. У искусства есть определение, и все эти составляющие искусства – искусственность, искусность и искус присутствует в зинах.

 

5. Ольга Сергеева: «Маленькая книжечка настроения»

 

На момент создания своего зина я искала идеи для применения скетча, так как это связано с темой моей дипломной работы. От неё же я пыталась отвлечься и найти небанальный способ творчески провести время. Идею зина как подшивки и мини-журнала я взяла у какой-то иностранной блогерши из YouTube. Она показывала процесс их создания, который больше похож на скрапбукинг, а зин – на коллаж интересов, вдохновляющих фраз из различных материалов, часто подручных. Выглядело супер интересно из-за того, что процесс творческого мышления и составления композиции шёл в режиме реального времени. Мне понравилось, что это быстро заставляет соображать, имеет игровую форму и позволяет творчески передавать мысль или эмоцию. Формат так же подглядела у неё, в поясняющем видео был А6.

 

«Маленькая книжечка настроения», Ольга Сергеева, 2019. Источник: Instagram @kukuacula

 

В результате своих экспериментов с подручными материалами и запечатлением моей окружающей действительности мне удалось, по крайней мере для себя, выразить своё состояние. Мне бы хотелось научиться более открыто выражать свои мысли и не бояться показать себя окружающим. Я думаю, моя книжечка именно об этом. Ведь часто то, что трудно выразить словами, легче перевести на бумагу. 

 

Фактически моя аудитория – это, в основном, мои инстаграм-подписчики, люди моего возраста, студенты и некоторые увлечённые самовыражением и изобразительными искусствами люди, поэты, сообщники, которым не чужды проблемы повседневности. Имеются в виду вопросы налаживания общения и быта обычных людей.

 

«Маленькая книжечка настроения», Ольга Сергеева, 2019. Источник: Instagram @kukuacula

 

Зин способен передать идею, а значит и повлиять на мировоззрение некоторых людей. Ещё это наиболее популярный и свободный вид самовыражения, доступный большинству начинающих художников и дизайнеров. Но зин-культура не очень развита в России. Возможно, от того, что ориентируется не на большинство, а скорее на людей со схожим пониманием тем. А их очень много, хотя часто бывают и абстрактные работы, направленные на самовыражение и творческие поиски. На данный момент, мне кажется, сообщество растет, и несмотря на то, что в нём никто не зависит друг от друга, эта идея объединяет. Возможно, для развития культуры не хватает сплочённости и спонсирования выставок, а может дело именно в независимости проектов.

 

 

Please reload

Последние посты

Please reload

Подпишитесь на нас

  • Instagram
  • Facebook Социальной Иконка