• Дарья Калачева

«Мистерия высокого давления»: что такое иммерсивное искусство

Как заводы превращаются в театральные сцены и при чём тут site-specific art.


Два месяца назад на Чеховском заводе энергетического машиностроения в Подмосковье состоялся иммерсивный спектакль «Мистерия высокого давления». На несколько часов зрители погрузились в действо, организованное крановщиками, цеховиками и другими рабочими в союзе с Благотворительным фондом Александра Лебедева и архитектурным бюро «8 Линий». ART FLASH решил рассказать, как это было и почему иммерсивное искусство становится всё более востребованным.


Источник: Instagram: @8lines_group


Новое лицо Чеховского Энергомаша


Чеховский завод энергетического машиностроения работает с 1942 года. Более полувека он производит арматуру высокого давления, без которой нельзя обойтись в сферах ядерной и химической промышленности.


21 декабря 2019 года заводские станки замолчали: 3,5 га рабочей площади превратились в огромную импровизированную сцену. Исчезли рабочие – на их место пришли артисты, танцоры, оркестр и хор. Энергомаш в Чехове наполнился зрителями. Началось грандиозное шоу.


«Мистерия высокого давления» – это не спектакль и не перформанс. Это масштабное действо, которое развивается неотрывно от зрителей. Перед публикой распахиваются двери в мир тяжёлого промышленного труда. Гости «Мистерии» погружаются в происходящее и теряют свои позиции сторонних наблюдателей. Они становятся полноправными участниками производственного процесса: над их головами висят монтажные люльки, рядом инсталлированный сварочный аппарат высекает грады искр, фигуры тружеников появляются и растворяются в слепящем свете прожекторов.


Источник: Instagram: @8lines_group


Искусство, в котором пространство служит неотъемлемой частью произведения и исполняет важнейшие постановочные функции, называют site-specific. Точного перевода этого слова на русский язык пока нет, но принято считать, что site-specific art – это одна из категорий современного иммерсивного искусства.


Зачем нам иммерсивное искусство?


Дело в эффекте. Режиссёр «Мистерии высокого давления» Юрий Квяковский смог создать все условия для максимального погружения зрителя в атмосферу советского завода. Такого не может предложить ни одно произведение классического театрального искусства или кинематографа. Сократить дистанцию между сценой и зрителем, чтобы поразить последнего, – вот главная задача иммерсивного искусства.