4 современные женщины-композитора, чья музыка завораживает

Вальс из автомобильных сирен, пейзажи Исландии и модернистские эксперименты.

 

Как и во многих сферах искусства, самые известные имена в академической музыке прошлого принадлежат мужчинам. Мы помним Густава Малера, но не Альму, Роберта Шумана, но не Клару, Феликса Мендельсона, но не Фанни – и дело не в способностях, а в возможности получить хорошее музыкальное образование и доступ к сцене. В наши дни баланс постепенно выстраивается. ART FLASH предлагает небольшую подборку одних из самых ярких, оригинальных и талантливых женщин-композиторов, на чьих концертах ещё можно побывать.

 

 

Дженнифер Хигдон

 

  Источник: Grammy

 

Трёхкратная обладательница «Грэмми», американка Дженнифер Хигдон начала изучать академическую музыку только в старшей школе, а первый опыт в сочинении приобрела лишь в 21 год. Её раннее музыкальное образование основывалось на популярных песнях 60-х, поэтому стиль Дженнифер – это удивительный ответ на вопрос: что, если бы The Beatles и Rolling Stones писали не рок-баллады, а классическую музыку?

 

blue cathedral (Дженнифер Хигдон, New England Conservatory Youth Philharmonic Orchestra)

 

Не желая доверять свои произведения сторонним компаниям, Дженнифер Хигдон вместе со своей женой основала собственное издательство Lawdon Press, которому принадлежат исключительные права на её сочинения.

 

Опера «Холодная гора», основанная на одноимённом романе Чарльза Фрейзера и рассказывающая о драматичных событиях Гражданской войны в США, получила Международную оперную премию за лучшую мировую премьеру в 2016 году, что сделало Дженнифер Хигдон первой американкой, удостоившейся этой награды. Однако самым популярным произведением композитора остаётся blue cathedral – одночастная поэма, посвящённая памяти младшего брата Хигдон.

 

Кайя Саариахо

 

 Источник: saariaho.org

 

«Величайший композитор из ныне живущих» по итогам голосования в BBC Music Magazine, Кайя Саариахо родилась в столице Финляндии Хельсинках. Финских мотивов в её музыке, однако, практически не найти: произведения Кайи обращаются ко всему человечеству.

 

Мастерски сочетая благородное звучание традиционного оркестра – скрипок, флейт, труб – и электронные технологии, Саариахо не боится экспериментировать. Например, её сочинение Nymphéa (Jardin secret III) (1987), написанное для струнного оркестра и электроники, включает также шёпот музыкантов, которые читают стихотворение Арсения Тарковского «Вот и лето прошло...».

 

 Nymphéa (Jardin secret III) (Кайя Саариахо, 1987)

 

Однако настоящий magnum opus Саариахо – опера L'Amour de loin, рассказывающая основанную на реальных событиях историю провансальского трубадура XII века Жофре Рюделя. Получив множество наград и признание как критиков, так и широкой публики, L'Amour de loin сделала Кайю Саариахо первой женщиной за сотню лет, чьё произведение было поставлено Метрополитен-оперой – одним из наиболее престижных оперных театров в мире.

 

Анна Торвальдсдоттир

 

 Источник: annathorvalds.com

 

Многим исландская музыка известна, прежде всего, по Бьорк и Sigur Ros. Однако небольшая страна богата также на академическую музыку, и Анна Торвальдсдоттир – одно из самых ярких тому доказательств.

 

Вдохновляясь ледяными пейзажами, океанскими волнами и солёным ветром, она создаёт музыку для больших, грандиозно звучащих оркестров, способных передать то чувство, которое возникает, когда стоишь на вершине горы, а внизу простираются бескрайние леса и пустоши, посеребренные вечным снегом. Взаимосвязь хаоса и порядка, их переход друг в друга – одна из главных связующих нитей Торвальдсдоттир.

 

 «Метакосмос» (Анна Торвальдсдоттир, Нью-Йоркская Филармония)

 

Симфоническая поэма «Метакосмос», впервые исполненная в Нью-Йоркской Филармонии, отсылает, по словам Торвальдсдоттир, к «падению в чёрную дыру, переходу на другую сторону и попаданию туда, где вы никогда не бывали прежде и где у вас нет никакого контроля над происходящим».  

 

Альма Дойчер

 

 Источник: Facebook: @AlmaDeutscher

 

Первая соната для фортепиано в шесть лет, первая опера – в семь: Альму Дойчер часто называют «новым Моцартом». Вместе с тем каждое сочинение девушки настолько искренно и откровенно передаёт саму Альму, её мысли и чувства, что сравнение с другими композиторами кажется неуместным.

 

В два года она начала играть на пианино, а годом позже – и на скрипке. С тех пор Альма Дойчер занимается музыкой не переставая, самостоятельно исполняя собственные сочинения и выступая с концертами по всему свету. За плечами 15-летнего британского композитора овации Карнеги Холла, несколько альбомов и многочисленные музыкальные премии. 

 

Несмотря на широкое признание, Альма Дойчер часто сталкивается с критикой: её музыку называют «устаревшей, не соответствующей сложности современного мира». В ответ девушка выпустила видео на своём Youtube-канале, в котором объясняет, почему хочет писать «красивую музыку», больше похожую на произведения классиков и романтиков XVIII-XIX веков, чем на модернистские сочинения многих современных композиторов.

 

«Я знаю, что мир некрасив. Но зачем делать его ещё некрасивее? Если вы хотите услышать, как наш мир страшен, лучше включите новости. Я хочу писать красивую музыку, от которой хочется петь и танцевать»

 

 Siren Sounds Waltz (Альма Дойчер, 2019, Карнеги Холл)

 

 

Please reload

Последние посты

Please reload

Подпишитесь на нас

  • Instagram
  • Facebook Социальной Иконка