Опасно для жизни: 5 случаев, когда арт-перформансы зашли слишком далеко

Стрела в сердце, заточение с диким койотом и поедание земли как доказательство любви или борьба против несправедливости.

 

Перформанс как форма современного искусства подразумевает тесную коммуникацию художника и его зрителя. Венцом творения в этом случае становится целое представление, совершаемое в выбранном месте и в определённое время. При этом сценарий перформанса может как прописываться заранее, так и отсутствовать вовсе, что повышает вероятность возникновения опасных ситуаций, когда зритель и художник попросту утрачивают грани допустимого. Случаев, когда творение художника могло навредить его собственному здоровью или даже привести к смертельному исходу, большое множество.

 

ART FLASH решил рассказать о самых знаменитых и опасных перформансах, в которых граница между безопасностью художника и его добровольной жертвенностью была напрочь стёрта.

 

Перформанс Марины Абрамович и Улая «Энергия покоя» / «Остаточная энергия»

 

Имя Марины Абрамович у ценителей искусства часто ассоциируется с опасностью, а сама художница во время перформансов постоянно балансирует между смертью и желанием достигнуть душевной гармонии.

 

Перформанс «Энергия покоя». Источник фото: Marina Abramovic and Ulay. Courtesy of Marina Abramovic and Sean Kelly Gallery, New York. DACS 2016

 

В список опасных арт-перформансов можно было бы внести, пожалуй, каждое выступление Марины на публике. Чего только стоят истязание себя плетью и непрерывные поцелуи с возлюбленным Улаем до потери сознания. 

 

Но перформанс «Энергия покоя» стал одним из самых известных и великих творений Марины Абрамович. Он послужил вдохновением для других артистов, художников и даже тату-мастеров. Во время представления Марина и Улай, стоя друг напротив друга, оказались связаны опасным оружием – луком с натянутой стрелой, нацеленной прямо в сердце Абрамович. Здесь прекрасно и в тоже время пугающе абсолютно всё: и огромная ответственность Улая, от реакций и личных намерений которого зависела вся жизнь художницы, и микрофон, фиксирующий дыхание и сердцебиение Марины, и безграничное доверие художников друг к другу. Недаром позднее Абрамович назвала этот перформанс одним из сложнейших в своей жизни.

 

Это представление, продолжавшееся на протяжении полутора минут, являло собой одну прекрасную метафору – метафору об отношениях между возлюбленными, о доверии и поддержке. Можно сказать, что символизм этого перформанса художники пронесли через всю свою жизнь, начиная с их встречи, долгих романтических отношений и заканчивая внезапной разлукой и смертью Улая на 77 году жизни.

 

Перформанс Йоко Оно «Отрежь кусок»

 

Главная исследовательница и одна из основательниц перформативного искусства Йоко Оно стояла в числе первых художниц, кто стал включать в своё искусство зрителя, создавая целые представления с его непосредственным участием.

 

Перформанс «Отрежь кусок». Источник фото: Performed on March 21, 1965 at Carnegie Recital Hall, New York.  Courtesy of Lenono Photo Archive

 

Перформанс «Отрежь кусок» с самого начала подразумевался как опасная акция: Йоко Оно, как правило, в одном из своих лучших платьев садилась на колени в центре зала музея с ножницами перед собой. Посетители музея получали возможность отрезать любой кусок от наряда художницы. И если сперва зрители действительно отрезали лишь небольшие фрагменты юбки или блузы Йоко, то к концу представления, когда от платья уже мало что оставалось, посетители смело, а иногда и агрессивно отрезали бретельки бюстгальтера и даже волосы художницы. Однажды один из зрителей во время представления в Киото занёс ножницы прямо над головой Йоко Оно, но этот тревожный жест ничем не закончился.

 

Источник: Из YouTube-канала forthedishwasher

 

«Отрежь кусок» – это вызов окружающему миру, яркий и опасный манифест о женском теле, долгое время являющемся объектом эстетического созерцания, и о жертвенности самих женщин, подвергающихся жестокости, насилию и сексизму. Йоко Оно в процессе перформанса совершает добровольную жертву, трансформируя своё выступление в политический протест. Впервые представив свой перформанс в 1965 году в Карнеги Холле, художница затем несколько раз повторяла его в 2001 и 2003 годах.

 

Перформанс Йозефа Бойса «Койот: я люблю Америку и Америка любит меня»

 

Йозеф Бойс – ключевая фигура XX века, один из основоположников «флюксуса» – специфической разновидности искусства перформанса, наиболее распространённой в Германии. Эпатажные и во многом спорные выступления Бойса всегда производили неизгладимое впечатление на публику: чего стоит только его трёхчасовая прогулка по картинной галерее с тушкой зайца в 1965 году или создание целой горы из семи тысяч базальтовых плит в немецком городе Кассель в 1982 году. Но всем ценителям искусства Йозеф Бойс запомнился благодаря своему знаменитому перформансу «Койот: я люблю Америку и Америка любит меня».

 

 

Перформанс «Койот. Я люблю Америку, и Америка любит меня». Кадры видеосъемки

 

Для осуществления своей акции в 1974 году Йозеф прилетел в Нью-Йорк и прямо из аэропорта, закутавшись в войлок с ног до головы, в карете скорой помощи был доставлен в галерею René Block. Там ему предстояло провести целых три дня наедине с диким койотом, животным, часто ассоциирующемся с символом первобытной Америки. Так художник выступал против современной американской цивилизации, предпочитая своё знакомство с Америкой архаичной.

 

Источник: Из YouTube-канала Public Delivery

 

За три дня Йозеф Бойс пытался наладить контакт с животным, научиться общению с ним. Если поначалу койот нападал на художника, отрывал куски войлока, служившего Бойсу одеждой на время перформанса, то по окончанию акции художнику удалось даже обнять животное. Стоит отметить, что за всё время пребывания в штатах, Бойс так и не ступил на землю цивилизованной Америки, закончив перформанс снова в карете скорой помощи, которая доставила его прямиком в аэропорт.

 

Перформанс Орлан «Вездесущность»

 

Французская художница Орлан буквально пожертвовала своим телом ради искусства. Феминистка, кавалер ордена Искусств и литературы Франции часто выступала и выступает против навязанных стандартов в сторону женщин, дискриминации, расизма, сексизма и других форм угнетения.

 

Работы Орлан, яркие и самобытные, часто вызывают восторг у публики, но мировую известность художнице принес проект «Перевоплощение святой Орлан», состоящий из девяти рискованных перформансов, в том числе заключительной акции «Вездесущность». Проект начала 90-х годов смог затмить многие прошлые работы художницы и даже современные, и причина этого – его опасная эпатажность.

 

Источник: Из YouTube-канала diy artem

 

В прямом эфире Орлан легла под нож пластического хирурга, превратив себя в живой арт-объект, и позволила полностью изменить свою внешность. Художница была первой, кто решил таким образом поднять важную общественную проблему – зависимость женщин от стандартов красоты. Американский хирург Марджори Крэмер трансформировала различные части лица художницы, вводя в них силикон. Орлан даже решилась вставить импланты над бровями.

 

Перформанс Тани Бругеры «Груз вины»

 

Шокирующая фотография с изображением обнажённой молодой женщины, на теле которой как щит висела тушка ягнёнка, в 1997 году произвела сенсацию в мировом искусстве. Девушкой на фото оказалась молодая кубинка Таня Бругера, а её знаменитый перформанс «Груз вины» сделал художницу одной из наиболее значимых на сегодняшний день политических художниц из Латинской Америки.

 

Идея организовать перформанс с мёртвым животным на теле пришла Тане в её собственном доме. Она открыла большие двери-ставни для того, чтобы все желающие, начиная с критиков и художников, заканчивая простыми прохожими, могли увидеть и оценить акцию. И зрителей оказалось действительно много.

 

Перформанс  «Груз вины». Источник фото: Courtesy of Studio Tania Bruguera and Harrison Edwards Public Relations

 

Бругера стояла перед толпой полностью обнажённая, а к её шее была привязана окровавленная тушка ягнёнка. При этом художница медленно поглощала землю, перемешанную с водой. С помощью такого мучительного действия художница на самом деле воссоздавала сцену коллективного самоубийства индейцев, когда испанцы-колонизаторы порабощали и истребляли коренное население на всей территории Латинской Америки.

 

Перформанс был снят на камеру другом Тани Бругеры, но позднее ему пришлось стереть запись, потому что плёнку нужно было использовать для съёмки свадьбы знакомых. Так от одного из самых эпатажных перформансов современности сохранились лишь фотографии.

 

 

Please reload

Последние посты

Please reload

Подпишитесь на нас

  • Instagram
  • Facebook Социальной Иконка