Знакомимся ближе: Христо Явашев и Жанна-Клод де Гийебон

Или История о том, что любовь длится дольше, чем искусство.

 

В начале 1970-х паре молодых американских художников пришла сумасшедшая идея – обернуть старейший символ Парижа, мост Пон-Нёф, плотной тканью. В 1985 году их задумка воплотилась в жизнь. На две недели Пон-Нёф превратился в одно из самых грандиозных произведений современного искусства, а Христо Явашев и Жанна-Клод де Гийебон вошли в историю как ярчайшие последователи ленд-арта (от англ. land art — «ландшафт» и «искусство»).

 

 Источник: Instagram: @christojeanneclaude

 

 

С чего всё начиналось

 

Христо и Жанна-Клод встретились в 1958 году в Париже. Ему было 23 года, он был талантлив и работал художником. Создание портретов на заказ и рисование случайных прохожих не могло принести больших денег, но этого было достаточно, чтобы Христо обосновался в чужом ему городе. Двумя годами ранее он нелегально эмигрировал во Францию из Болгарии, бросив учёбу в Софийской Академии художеств.

 

Жанна-Клод родилась в Марокко и получила образование сначала в Тунисе, потом во Франции и Швейцарии. Она была художницей-самоучкой. В 1958 году её мать решила пригласить кого-то постороннего для написания своего портрета. Этим человеком стал Христо Явашев.

 

 Христо Явашев в 1960 году. Источник: Instagram: @christojeanneclaude

 

В 1959 году Жанна-Клод и Христо поженились. Их отношения оставались тайной для всех вплоть до рождения сына. Когда в 1960 году на свет появился Кирилл, семья Жанны-Клод лишила пару своей материальной поддержки за связь дочери с нищим болгарским художником. Христо было к этому не привыкать. Вместе с женой и сыном они переехали в Нью-Йорк, где началась фантастическая история их совместного творчества.

 

«Оборачивать мост – словно возводить его с нуля»

 

В 1960-х годах Христо освоил технику «ампакетажа» – оборачивания повседневных вещей в материалы, которые должны были подчеркнуть их форму и выделить в пространстве. Это попытка художника посмотреть на простые предметы с новой точки зрения. По началу в ход шло всё, что было под рукой Христо и Жанны-Клод: банки, мебель и даже написанные ими же картины.

 

 

Источник: Instagram: @christojeanneclaude

 

Первым крупным проектом художников стала огромная инсталляция из нефтяных бочек в Париже. В 1961 году Христо перекрыл улицу горой из железных бочек, которая выражала его протест против строительства Берлинской стены. Гора простояла две недели. Берлинскую стену всё равно возвели, но имя Христо успело разнестись по заголовкам парижских газет.

 

Христо выстраивает инсталляцию из нефтяных бочек до протеста, 1961. Источник: Instagram: @christojeanneclaude

 

С тех пор все инсталляции Христо и Жанны-Клод редко сохранялись дольше, чем на 20 дней. Большинство из них были временными и стояли недолго.

 

«Временный характер нашей работы бросает вызов бессмертию искусства. Разве искусство вечно? Искусство бессмертно?»

 

Христо, из интервью Христо и Жанны-Клод для Journal of Contemporary Art

 

Художники экспериментировали со всеми вещами, которые можно было обернуть тканью или бумагой. Сначала это были автомобили и деревья, затем – здания и мосты. В их числе был парижский Пон-Нёф, однако вовсе не он стал самой знаковой работой художников.

 

Одним из самых грандиозных проектов Христо и Жанны-Клод считается ампакетаж Рейхстага – здания немецкого парламента в Берлине в 1995 году.

 

Христо и Жанна-Клод на фоне обёрнутого Рейхстага, 1995. Источник: Instagram: @christojeanneclaude

 

Мысль об ампакетаже здания парламента возникла ещё в 1970-х годах. Художникам понадобилось два десятка лет, чтобы получить все необходимые разрешения и добиться своего. По словам Жанны-Клод, драпировка Рейхстага состояла из 60 тонн плотной ткани и стоила $7 млн.

 

«Быть свободным очень дорого...»

 

Жанна-Клод, из интервью Христо и Жанны-Клод для Journal of Contemporary Art

 

А что сейчас?


В 2009 году Жанна-Клод скончалась. Вместе с Христо они успели обернуть тканью острова Майами, морской берег в Сиднее, Музей современного искусства в Чикаго и воплотить ещё несколько проектов, не связанных с ампакетажем. В 1991 году они усеяли зонтиками фермерские поля в Америке и рисовые поля в Японии.

 

 «Окружённые острова», 1983.  Источник: Instagram: @christojeanneclaude

 

Последним совместным делом художников стало строительство «Ворот» в Центральном парке Нью-Йорка. В 2005 году, когда на посту мэра города оказался миллиардер Майкл Блумберг, лояльный к безумным замыслам Христо и Жанны-Клод, в главном парке Нью-Йорка возвели 7,5 тыс. ворот. Пятиметровые конструкции были покрыты жёлтой тканью и обошлись художникам в $20 млн. Они простояли в Центральном парке чуть больше двух недель, после чего их снесли и переработали все использованные в проекте материалы.

 

«Чтобы исчезнуть навсегда, требуется, возможно, больше храбрости, чем для того, чтобы остаться»

 

Христо о временном характере своих работ, из интервью Христо и Жанны-Клод для Journal of Contemporary Art

 

Источник: Instagram: @christojeanneclaude

 

После смерти Жанны-Клод Христо не прекратил заниматься ампакетажем. В сентябре 2020 года он обещает обернуть ещё один символ Парижа – Триумфальную Арку. Увидеть её можно с 19 сентября до 4 октября включительно.

 

 

 

Please reload

Последние посты

Please reload

Подпишитесь на нас

  • Instagram
  • Facebook Социальной Иконка