• Юлия Дожделева

От Мунка до Пикассо: как выглядели студии знаменитых художников

Сюрреалистичные синие дома, тесные подвалы и целые фабрики – творить великие мастера предпочитали в необычных местах.


Студия для признанных художников всегда была пространством с особой энергией: здесь они вдохновлялись, открывались неизвестному, наполнялись новыми идеями и смыслами и, в конце концов, создавали свои шедевры. ART FLASH решил рассказать о нескольких художниках, студии которых стали известны не меньше, чем они сами.


Фрида Кало

Для знаменитой на весь мир мексиканской художницы Фриды Кало мастерская была не просто рабочим пространством. Испытывая множественные проблемы со здоровьем, приобретённые ещё в детстве и повлиявшие на всю её дальнейшую жизнь, Фрида решила организовать для себя так называемое «место силы» – мастерскую, где ей не приходилось бы притворяться мужественной и стойкой.


Кало организовала студию «под себя», сделала её максимально комфортной и просторной. Сам внешний вид здания так и источает знакомый любителям творчества мексиканской художницы сюрреализм.



Фрида Кало и Диего Ривера (Gisle Freund, 1950)



Дом-студия Диего Риверы и Фриды Кало. Источник: Google Street View

Знаменитые дома-близнецы, расположенные в Каса Азул, стали пристанищем не только для Фриды Кало, но и для её мужа Диего Риверы. В просторные архитектурные пространства дома-музея идеально вписались многие произведения искусства художников. Дома, соединяющиеся надземным мостом, были спроектированы архитектором Хуаном О’Горманом в 1930-х годах и служили приютом для семейной пары до самой их смерти.

Сальвадор Дали


Создатель всемирно признанных сюрреалистичных шедевров «Сон» и «Постоянство времени» испанский художник Сальвадор Дали не особо нуждался в собственной студии: мастер мог творить практически где угодно, и притом большую часть времени проводил в разъездах. Главное требование Дали всегда оставалось одно – в мастерской обязательно должно было быть много пространства, ведь, помимо рисования, художник также создавал массивные скульптуры. В своей святыне Дали часто бывал не один: время от времени там появлялись натурщицы – будущие героини полотен испанского художника.

Сальвадор Дали рисует «Искушение святого Антония».

(Man ​​Ray, 1945)

Дом Сальвадора Дали в Кадакесе (Dominique BEYLY)

Однако среди множества похожих художественных студий в памяти Дали всегда оставалось одно особенное место. Отцовский дом, расположенный в испанском городе Кадакес, стал для Сальвадора Дали местом вдохновения. Находясь в окружении гор, молодой художник испытывал сильное желание творить, и словно сама судьба свела его здесь с женщиной всей его жизни – Галой. Эта памятная встреча произошла в 1929 году, когда пока ещё никому не известный 25-летний художник с первого взгляда влюбился в 36-летнюю модель. Дали никогда не забывал о своей испанской «рыбацкой лачуге», в которой он провёл 40 лет своей жизни и воплотил самые заветные мечты.



Пабло Пикассо



Феномен испанского художника Пабло Пикассо раскрылся ещё в детстве, и за всю свою долгую жизнь мастер никогда не переставал творить. Пережив множество творческих перемен, романтических отношений с прекрасными женщинами, сменив несколько десятков мастерских и студий и став, в конце концов, мультимиллионером, Пикассо смог найти для себя уединённое место на Лазурном берегу в небольшом городке Валлорис. Там, в мастерской Madoura, на авеню Ancie-Combattants, в течение семи лет великий художник создавал свои произведения искусства.





Пабло Пикассо. (Arnold Newman,1956)


Пикассо в студии Madoura. (Edward Quinn,1948-1956)


Именно здесь, в стенах небольшой часовни, Пабло Пикассо освоил керамику, создавая из глины не менее чарующие и восхищающие творения, чем его знаменитые картины. Сегодня здесь организован музей, где находится более 300 работ мастера – от простых набросков до признанных всем миром шедевров.



Энди Уорхол


Энди Уорхол на «Фабрике». (Ugo Mulas,1962)

Слава к американскому художнику и дизайнеру Энди Уорхолу пришла в 1962 году. Сразу после своей крупной выставки он арендовал промышленное помещение в Манхэттене, назвав его «Фабрикой». Студия в стиле лофт была оформлена под стать творческим вкусам Уорхола: стены и потолки были покрыты фольгой, повсюду стояли зеркала и музыкальная аппаратура. Все предметы в «Фабрике» художник раскрасил в серебряный цвет. Как говорил Уорхол, «серебряный цвет был, прежде всего, проявлением нарциссизма». Ходят легенды, что покрашен в этот цвет был даже его кот.




Soup Campbell (Энди Уорхол, 1968)

«Фабрика» прославилась не только в качестве творческой мастерской Энди Уорхола: здание стало излюбленным прибежищем всей нью-йоркской богемы. Вокруг художника сформировалась целая скандальная группировка, членами которой в разное время были музыканты Боб Дилан, Джим Моррисон и Мик Джаггер, писатель Трумен Капоте, художник Сальвадор Дали и поэт Аллен Гинзберг.



Джорджия О’Киф


Американскую художницу Джорджию О’Киф от других знаменитых творцов отличает одно важное личностное качество – всю жизнь она поддерживала чистоту и полный порядок в своей рабочей мастерской. Уже после смерти этой великой женщины в её студии был найден запасник из 330 разноцветных карточек с оттенками, которые она использовала в своих картинах. Такая доведённая до идеала организованность облегчала О’Киф работу с палитрой, помогая добиться идеальной текстуры красок.


Джорджия О’Кифф. (Алфред Стиглиц, 1918)


«Моя палитра очень чиста, как и кисти. Палитра находится на столе, по которому я могу кататься, другая – на подоконнике. Один мольберт стоит у окна, второй – на подоконнике. На одном десятифутовом столе сложены холсты, подрамники, молотки и гвозди. Есть ещё маленький стол, полный маленьких кусочков картона, покрытых холстом и окрашенных в тона всех цветов, которыми я пользуюсь»

«Призрачное ранчо». Дом-студия Джорджии О’Кифф. Источник: Google Street View


Впервые побывав в Нью-Мехико в 1917 году, Джорджия О’Кифф влюбилась в местные пейзажи и уже не смогла отказаться от мечты обустроить там студию. В 1929 году она наконец-то вернулась в Таос и поселилась в колонии художников, созданной меценатом Мейбл Луган. Уже в 1934 году О’Кифф купила свой первый дом в «Призрачном ранчо», и впечатляющие виды, открывающиеся из окон дома, стали сюжетами многих знаменитых картин американской художницы.



Ив Кляйн

Ив Кляйн в своей студии в Париже. (Rene Burri,1961)


Гений синего цвета и новатор в искусстве Ив Кляйн полюбил рисовать ещё в детстве. Подрабатывая в книжном магазине своего отца, Ив решил организовать там свою мастерскую. В небольшом и мрачном подвале магазина юный художник нарисовал свои первые шедевры, а недостаток солнечного света компенсировал тем, что выкрасил потолок студии в ярко-синий цвет. Так над головой Кляйна появилось ясное небо, которое продолжало вдохновлять его всю оставшуюся жизнь.






В зрелом возрасте Ив Кляйн переехал в Париж, где за накопленные упорным трудом деньги смог арендовать небольшую мастерскую. Неприбыльность абстрактного искусства никогда не останавливала художника: он намеренно отказался от любых линий и точек, оставив на холсте исключительно монохромный цвет. Для Кляйна цвет всегда оставался чистой абстракцией, дающей зрителю и художнику пищу для размышлений и неосознанно связывающей их с космосом.









«Венера Александрийская» (Ив Кляйн,1962)

Эдвард Мунк


Мотивы смерти и одиночества преследовали Эдварда Мунка всю жизнь. Он сам считал, что совершенно не создан для счастья, поэтому предпочитал просто творить. Никаких поездок, выставок, отношений с женщинами – Мунк рисовал всегда и везде, ему не нужна была отдельная студия для творчества. Большинство работ великого художника выполнены в мрачных тонах, потому для их создания требовалось много естественного света. Тогда Мунк и решил организовать свою творческую студию прямо на улице, во дворе собственного дома.








«Автопортрет» (Эдвард Мунк,1895)



«У Мунка были возведены целые стены, вместо простого мольберта. Знакомые Мунка рассказывали об этой чудо-студии, где работы были разбросаны повсюду. Он не заботился, чтобы прятать их»

Петтер Олсен, коллекционер работ Мунка

Эдвард Мунк в своей студии Ekely (Норвегия). (Man ​​Ray, 1943)

Последние посты

Подпишитесь на нас

  • Instagram
  • Facebook Социальной Иконка