Остатки былого величия: как московские заводы превратились в арт-пространства

Удивительные истории трансформации старых советских фабрик в инновационные креативные кластеры.

 

Джентрификация – длинное иностранное слово, которое можно услышать в разговорах современных урбанистов и архитекторов. Оно появилось в нашем словаре недавно и относится к новейшим феноменам российской архитектурной жизни. Джентрификация – это и постепенное превращение заброшенных заводских помещений в креативные городские кластеры, и реконструкция зданий в модных районах, и повышение средних цен на недвижимость в отдельной части города. Всё это случилось в Москве в последние десять лет, и сегодня мы хотим рассказать вам истории создания пяти самых знаменитых столичных арт-пространств.

         

Artplay

 

В ХХ веке Москва была одним из главных промышленных городов России. Обращать внимание на опасное обилие фабричных зон внутри города начали только в 90-х годах. В это же время нашлась группа предприимчивых художников, которая планировала забрать помещения закрывшегося шёлкового комбината «Красная роза» под свои мастерские и офисы. Так в Хамовниках появился архитектурный проект креативного центра для художников и не только. В 2003 году он открылся под названием Artplay.

 

Современный вид строения 12 в Artplay. Источник: Instagram: @artplaymoscow

 

Изначально Artplay считался временным проектом, который должен был привлечь внимание арендаторов к перестроенному зданию «Красной розы» и оживить район. В 2008 году из-за продолжения перестройки фабрики арт-пространству пришлось переехать в помещения завода «Манометр» на Яузе. Там было гораздо просторнее, чем в «Красной розе». С тех пор креативный центр находится на Нижней Сыромятнической улице и развивается в целый арт-квартал в окрестностях Курского вокзала.

Источник: Instagram: @artplaymoscow

 

Сейчас в Artplay можно пойти за дизайнерской одеждой и предметами интерьера, принять участие в мастер-классах и лекциях от знаковых деятелей современного искусства, посетить эксклюзивные выставки и сделать несколько креативных фотографий – ярких и фактурных зданий здесь действительно много.

 

В будущем Artplay немного расширится. По словам основателя первого креативного пространства Artplay Сергея Десятова, здесь планируется открыть бассейн, кинотеатр и дизайнерский отель.

 

Винзавод

 

В отличие от Artplay, Винзавод сразу нашёл своё место в городе. Он обосновался в старинном здании Московского винного комбината в 2007 году. У помещений, в которых расположился Центр современного искусства, богатейшая история. Почти 200 лет назад там была пивоваренная фабрика, которая открылась на территории усадьбы княгини Екатерины Волконской. Фабрика быстро росла и к середине XIX века стала второй по величине в Москве. В 1889 году она превратилась в Московский винный комбинат, который пережил все социально-экономические изменения в стране и просуществовал вплоть до конца XX века.

 

Современный вид на въезд в Винзавод. Источник: Instagram: @winzavod

 

Сейчас Винзавод – это уникальное место сосредоточения главных галерей современного искусства Москвы. У них есть свой план работы выставок и круг молодых художников, музыкантов, фотографов и других культурных деятелей. Они проводят мастер-классы для детей, ведут образовательные проекты для взрослых, в рамках которых организуют лекции и дискуссии на базе Винзавода.


Центр современного искусства не теряет духа российской промышленности до сих пор. На его территории находится шесть выставочных залов, три из которых именуются «цехами» (Цех красного, Цех белого и Бродильный цех), и один назван Большим Винохранилищем.

 

Источник: Instagram: @winzavod

 

«Флакон»

 

Дизайн-завод «Флакон» стал позиционировать себя как арт-пространство следом за Винзаводом в 2009 году. К тому времени он уже находился в собственности у компании Realogic, которая занималась созданием креативных бизнесов. Владелец компании отказался от идеи переделывать старые фабричные здания под инновационный дорогой бизнес-центр и сделал ставку на маленькие творческие коллективы, желающие арендовать себе пространство за маленькую цену. Это сработало.

 

Источник: Instagram: @flacon.ru

 

Фабрика, в зданиях которой обосновался новый дизайн-центр, существовала больше 100 лет – её основал французский предприниматель Фредерик Дюфтуа в конце XIX века. За свою историю фабрика успела произвести гигантское количество стекла, хрустальных изделий и флаконов для духов, а также сменить множество владельцев. После того, как производство завода остановили в 2000 году, его здания забросили на семь лет. Новую жизнь в них вдохнул проект креативного кластера «Флакон», который с тех пор входит в ряд самых знаменитых молодёжных мест в Москве.

 

 Источник: Instagram: @flacon.ru

 

Во «Флаконе» размещаются креативные офисы, кафе, магазины, выставки и даже ремесленные мастерские. Последние заняли заброшенные гаражи бывшего хрустально-стеклянного завода и напоминают о его богатом промышленном прошлом.

 

«Красный Октябрь»

 

При упоминании «Красного Октября» у многих из нас возникнет сильная ностальгия по любимым советским конфетам с памятным овальным логотипом на этикетке. Сейчас производство тех самых сладостей переехало в новый корпус Бабаевской фабрики, а на территории бывшего кондитерского завода расположился крупный арт-квартал с узкими уютными переулками, зданиями галерей, архитектурных бюро, ночных клубов, ресторанов и баров.

 

 Источник: Instagram: @ redoctober.msk

 

Кондитерская фабрика на Болотном острове была основана ещё в 1867 году Теодором Фердинандом фон Эйнемом, прибывшим в Российскую Империю из Пруссии (ныне территория Германии). После Октябрьской революции завод передали в собственность государства и назвали «Государственной кондитерской фабрикой №1» с последующим переименованием в звучный «Красный Октябрь». Так она просуществовала до 2007 года, когда оборудование в полном размере перевезли в Бабаевскую кондитерскую фабрику и здания отдали под аренду.

 

Сейчас на территории «Красного Октября» остался музей переехавшего завода и несколько цехов по производству шоколада ручной работы. Остальные помещения заняли галереи современного искусства (например, Центр фотографии братьев Люмьер), культурные центры и развлекательные места. На территории бывшего завода также расположился институт «Стрелка» – высшее учебное заведение, которое организует программы обучения для дизайнеров, художников, архитекторов и других специалистов арт-индустрии. 

 

 Источник: Instagram: @ redoctober.msk

 

«Хлебозавод №9»

 

Недавно творческим соседом «Флакона» стал «Хлебозавод №9». Он сопротивлялся изменениям дольше всех и выпекал хлеб вплоть до 2015 года. Тогда завод закрылся, сменил собственников и начал перестраиваться. В отличие от закрытого по контуру «Флакона», он стал открытой творческой зоной, куда часто попадают случайные прохожие. Арт-кластер унаследовал от завода огромные здания странных форм, а потом был вынужден искать самые эффективные способы их использования. Интересно, что собственники «Хлебозавода» специально не меняют исторические контуры зданий, чтобы показать, как советские постройки могут жить в современном мире.

 

 Источник: Instagram: @ hlebozavod9

 

«Хлебозавод №9» построили в 1934 году. Тогда это был типичный советский завод по производству хлеба – таких в Москве было ещё десять. Пять из них повторяли чертежи архитектора Георгия Марсакова: с вытянутой трубой и круглым зданием. Когда уже в наше время фабрику закрыли, превратить её во что-то новое оказалось непростой задачей из-за неординарной формы и огромных размеров, однако всё получилось.

 

Сейчас «Хлебозавод №9» ­– это база для футуристичного проекта «Марсаков», который включает в себя арт-офисы, магазины российских и зарубежных дизайнеров и творческие мастерские. Всего на территории «Хлебозавода» обосновались 130 резидентов – различных компаний, снимающих бывшие фабричные помещения в аренду.

 

 

Please reload

Последние посты

Please reload

Подпишитесь на нас

  • Instagram
  • Facebook Социальной Иконка