• Надежда Кулевич

«Запертые чувства»: проект Марины Звягинцевой, который переосмысливает самоизоляцию

О том, что иногда нам всё же нужно выпускать эмоции наружу.

Марина Звягинцева – художник и лидер паблик-арта в России. Своими работами она показывает, что современное искусство должно выходить за пределы центра города и смело вторгаться в спальные районы. Паблик-арт – не единственная тема в творчестве Марины: в 2019 году она начала исследовать чувства и попытки человека отгородиться от собственных эмоций в социальных сетях. С помощью Instagram и Facebook люди делятся информацией, общаются на расстоянии, посещают онлайн-выставки и смотрят спектакли. Но никакие современные технологии, смайлики и эмодзи не могут сделать главного – передать живые эмоции.


Именно об этом Марина Звягинцева рассказала в проекте «Запертые чувства», открытие которого намечалось на 8 апреля в пространстве ЦТИ «Фабрика». Экспозиция должна была состоять из инсталляций, видеоарта, картин и спектакля «Неболезнь» по повести Антона Павловича Чехова «Чёрный монах». Для того чтобы воплотить идею в жизнь, Марина разложила человеческие эмоции на формирующие их гормоны –например, окситоцин, адреналин и пролактин. Чувства в проекте художника не статичны – они бушуют и вырываются наружу. Эти процессы Марине удалось выразить с помощью биотипии – авторской техники, которая объединяет живопись на воде и современные визуальные технологии.



Когда Марина создавала свой проект, никто и не догадывался, что скоро люди окажутся в реальных клетках. Не знала об этом и сама Марина, поэтому мыслей о переносе или закрытии выставки, конечно же, не было. Но ситуация в мире вынудила людей изменить свои планы, найти новые решения и способы общения друг с другом. Так и появилась идея перевести мультимедийный проект в онлайн-формат, что помогло ему обрести новый смысл и формы воплощения.


«Мой проект „Запертые чувства“ очень сильно изменился с начала самоизоляции», – рассказывает Марина. «Идея замкнутости людей в виртуальных клетках вдруг стала реальностью и приобрела новые краски. Поэтому я решила часть проекта выкладывать в интернет, так как это созвучно сегодняшнему настроению».


Марина Звягинцева. Проект «Запертые чувства». Источник: Официальный сайт Марины Звягинцевой


Клетки из белых труб задумывались как символ соцсетей, в которых люди запираются от реального мира. Сейчас эта метафора перестала иметь свой первоначальный смысл, ведь люди действительно оказались в изоляции и лишились живого общения. Они остались наедине со своими эмоциями.


Депрессия, меланхолия, страх и тревога – с этими чувствами столкнулась и Марина. С первого дня самоизоляции она ведёт в Instagram своеобразный арт-дневник, в котором рассказывает о новом опыте, своих переживаниях, а главное – о чувствах. Их Марина анализирует с точки зрения художника, поэтому каждая эмоция имеет свой цвет: красный для тревоги или фиолетовый для страха. Кроме того, каждая видео-инсталляция изображает человеческие чувства как набор гормонов в процентном соотношении.



Марина рассказала, что ей как паблик-арт художнику, который привык видеть зрителя в лицо и работать на большую аудиторию, поначалу было трудно перейти в онлайн-формат. Но даже в этом она нашла свои плюсы: «В какой-то степени социальные сети – это тоже паблик-арт, в котором искусство работает на широкую публику и неподготовленного зрителя».


На этом исследования Марины не заканчиваются: недавно она создала в Instagram два фильтра дополненной реальности, которые тоже стали частью проекта «Запертые чувства». Под маской люди обычно прячут истинные эмоции, но Марина предлагает использовать их как способ обнажить свои чувства. Более того, даже на самоизоляции художник не перестаёт заниматься творчеством. На данный момент она работает над новым проектом «Упаковка эмоций», цель которого – переосмыслить потребление человека.


«С нами ничего не происходит, и единственный способ отслеживать время – это оценивать то, что остаётся после употреблённых продуктов. Упаковки, которые мы накапливаем еженедельно, я пытаюсь как-то структурировать. Затем окрашиваю их в те цвета, которые ассоциируются у меня с прожитой неделей. Так я могу отслеживать свои эмоции. Думаю, что выставка, которая состоится после карантина, будет дополнена новыми историями, которые включат в себя опыт проживания взаперти».

Независимо от воли художника, соцсети стали способом поделиться своими эмоциями, которые сейчас рвутся наружу как никогда. На вопрос о том, что ждёт нас после карантина, Марина отвечает оптимистично:


«Мне кажется, что за карантин мы соскучимся по реальности и почувствуем, что жить только в виртуальных клетках очень тяжело. Вынужденная самоизоляция придаст современному искусству какие-то новые краски, потому что мы все сейчас ищем способ донести до зрителя своё высказывание. Возможно, в будущем выставки будут проходить в двух форматах – в реальном и в online. Я думаю, что мы к этому идём».



Последние посты

Подпишитесь на нас

  • Instagram
  • Facebook Социальной Иконка