• Дарья Калачева

Это возмутительно! Самые скандальные арт-объекты конца XIX – начала XX века

Или Как арт-скандал положил начало концептуальному искусству.

Внутри мира искусства всегда разворачивались оживлённые дискуссии, бурные споры и даже маленькие арт-войны. Последняя из них затронула ЛГБТ-активистку и художницу Юлию Цветкову.


Арт Юлии Цветковой, который она опубликовала в обращении к тем, кто её поддерживает. Источник: Facebook

Этот конфликт служит одним из самых свежих и наглядных доказательств того, что споры об искусстве – давно не привилегия элиты, мыслителей или самих творцов, а неотъемлемая часть социальной жизни. Люди размышляют, обсуждают, комментируют – всё это привычно и нормально.


История искусства полна примеров, когда полемика вокруг работ художников была настолько горячей, что перерождалась в скандал. Сегодня мы решили рассказать вам о трёх самых скандальных арт-объектах конца XIX – начала XX века, о том, кем были их создатели и как конфликты вокруг их работ повлияли на развитие художественной мысли в эпоху зарождения концептуального искусства.

Эдуард Мане – «Завтрак на траве» («Купание»), 1863

Мане написал «Завтрак на траве» в 1863 году специально для Парижского салона – самой престижной художественной выставки во Франции. Участвовать в ней было обязательным условием для всех художников, желавших стать узнаваемыми. Мане надеялся, что его картины смогут увидеть тысячи ценителей искусства со всего мира, однако ни одну из них не допустили к экспозиции. Жюри посчитало работы художника недостойными Парижского салона и отказало Мане в выставке. По разным оценкам жюри не приняло около 3 тысяч полотен знаменитых художников конца XIX века, таких как Пьер Ренуар, Фредерик Базиль и Клод Моне.

По инициативе Наполеона III параллельно с Парижским салоном был организован так называемый «Салон отверженных», в экспозицию которого вошли картины тех, кому не повезло участвовать в официальной выставке. Он привлёк колоссальное внимание публики и прессы: в некоторые дни количество посетителей превышало количество зрителей на Парижском салоне. Одной из картин Мане, представленных среди полотен «отверженных», был «Завтрак на траве» (первоначальное название – «Купание»).


«Завтрак на траве» (Эдуард Мане, 1863)

По академическим меркам искусства второй половины XIX века, всё в картине Мане было неправильно. Композиция резко нарушалась за счёт слишком крупной женщины на заднем плане. Обнажённая фигура впереди представлялась в безвкусном бытовом свете: она бесстыдно смотрела прямо на зрителя, не пытаясь скрыться и не выражая ярких эмоций, как и мужчины, сидевшие подле неё. Сюжет картины вызывал множество вопросов: почему женщина раздета? Как она может сидеть в обществе двух молодых мужчин? Почему купальщица сзади них никого не смущает? Всё это раздражало публику.


Кроме вопросов к сюжету картины, у зрителей возникало множество сомнений в технике её написания. Нарочито крупные мазки Мане создавали впечатление небрежности и неряшливости, которое не понравилось людям, привыкшим к тонкой эстетике и изящной художественности. Тогда мало кто из обывателей мог предположить, что напускная «неаккуратность» художника станет отдельным стилем мировой живописи, который назовут импрессионизмом.


«Олимпия» (Эдуард Мане, 1865)

Мане обвиняли в бест