• Полина Коротеева

Искусство будущего и будущее искусства: трансгуманизм и искусственный интеллект через призму арта

Как художники выращивают уши на руках, а роботы пишут романы и симфонии.

«Жизнь подражает искусству больше, чем искусство – жизни», – писал мастер иронии и парадоксов Оскар Уайльд. Но это наблюдение отнюдь не парадоксально: чего стоят одни книги Жюля Верна, Александра Беляева или работы импрессионистов, которые «создали» знаменитый лондонский туман – точнее, его идею, прочно закрепившуюся с тех пор в общественном сознании.


Тем интереснее сейчас наблюдать за творцами, которые работают на стыке искусства и последних технологий. Кто знает, может, в будущем их экстравагантные, будоражащие воображение и порой жуткие работы станут для нас такой же обыденностью, как подводные лодки и механизмы на дистанционном управлении.


Трансгуманизм


Что, если бы человек мог жить вечно или хотя бы тысячу лет? Если бы люди не страдали больше от старения, вирусов, врождённых и психологических заболеваний, а вместо этого могли летать, дышать под водой или обладали суперсилой? Трансгуманизм – это концепция, сторонники которой считают, что тело и состояние человека может быть улучшено при помощи технологий вплоть до полного освобождения от страданий. К области интересов трансгуманистов относятся и генные исследования, и крионика, и биохакинг, и нейро- и компьютерные технологии. Но идеи трансгуманизма вдохновляют не только учёных, но и деятелей искусства.


Британский художник Доминик Элвин (Dominic Elvin) специализируется на футуристичном дизайне и арте – правда, его работы больше напоминают сценарии из разряда «что-то пошло не так», чем мечты об идеализированном будущем. Для создания скульптур и инсталляций он активно использует переработанные материалы, жёсткие диски компьютеров и вышедшую из употребления технику, подчёркивая лёгкий оттенок дистопии.


Работы Доминика Элвина. Источник: dominicelvin.net



Киприото-австралийский перформер Стеларк (Stelarc) идёт дальше и в своих проектах опирается на новинки биотехнологий и робототехники. Экспериментируя с собственным телом, он создаёт огромные паукообразные экзоскелеты и механические руки, управляемые с помощью мышц живота и ног. Стеларк не боится расширять границы восприятия. Так, в ходе перформанса Ping Body он присоединил к своему телу множество электродов, сигнал к которым поступал через интернет. Тело художника фактически контролировалось активностью интернет-пользователей со всего мира, не принадлежа уже ему самому.


Одним из самых неоднозначных проектов Стеларка, пожалуй, считается Ear on Arm – буквально ухо на руке. Чтобы перенести имплант и «оживить» его, понадобилось две операции, и у художника появилось третье ухо – правда, не для него самого. По словам Стеларка, через его новый орган другие люди через передачу сигнала по Wi-Fi смогут слышать то, что слышит он сам, находясь при этом в совершенно другом месте.


Стеларк и его третье ухо. Источник: stelarc.org



Кинематограф также не мог обойти трансгуманизм стороной. Последние десятилетия застали массу остросюжетных блокбастеров, посвящённых усовершенствованию человека или его переходу на качественно новый уровень – от «Аватара» до «Превосходства», «Люси» и «Областей тьмы». Но как технологии будут влиять на повседневную жизнь? Ведь дьявол кроется в деталях, и мелочи подчас гораздо важнее лихо закрученных сюжетов и перестрелок.


«Вечное сияние чистого разума» (Eternal Sunshine of the Spotless Mind) рассказывает о паре влюблённых – Джоэле (Джим Кэрри) и Клементине (Кейт Уинслет), которые после очередной ссоры решили расстаться. И заодно – стереть любые воспоминания друг о друге, благо, в их мире нейротехнологии позволяют это спокойно сделать. Фильм наряду с мелодраматичной эмоциональной линией предлагает и глубокую дискуссию о допустимости вмешательства технологий в человеческие чувства и о том, все ли страдания нужно устранять.