• Ярослава Чальцева

Антиутопии, в которых гражданские права не имеют значения

Как искусство выражает то, о чём в жизни говорить нельзя, и делает свои прогнозы – зачастую не самые утешительные.


Осторожно, статья содержит спойлеры!


В век информационных войн и массовых протестов антиутопии актуальны как никогда. Мы решили вспомнить, как режиссёры освещали тему несвободы и прав человека и составили подборку из шести фильмов и одного сериала, среди которых вы не найдёте «Голодные игры» или «Бегущего в лабиринте».


Под названием каждой кинокартины будут цитаты из второй главы Конституции РФ с теми правами и свободами человека, которые были нарушены в конкретной антиутопии.



«451° по Фаренгейту»

Франсуа Трюффо, 1966


«Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».


Книги пробуждают мышление, мышление ведёт к неизбежному различию между людьми. «Мы все должны быть одинаковыми. Пусть все люди станут похожи друг на друга как две капли воды, тогда все будут счастливы, ибо не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют своё ничтожество», – убеждает Гая Монтэга брандмейстер Битти в «451° по Фаренгейту».

Кадр из фильма «451° по Фаренгейту», 1966


Об этой книге слышали многие, но её «древняя» экранизация осталась в тени. В мире, где нет места печатному тексту, пожарные не тушат огонь, а сжигают книги и дома, в которых их находят. В кадре горят все любимые произведения режиссёра: это и «Капитанская дочка» Пушкина, и «Марсианские хроники» Брэдбери. Для Франсуа Трюффо это был первый (и единственный) англоязычный фильм, хотя на момент написания сценария он не говорил на этом языке, и оттого оригинальные диалоги звучат немного странно. Если владеете французским языком, обязательно смотрите дубляж.



«Гаттака»

Эндрю Никкол, 1997


«Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности».


Кадр из фильма «Гаттака», 1997


Когда евгеника становится нормой, неминуемо происходит разделение людей на «идеальных» и «неидеальных». Игры с геномом доступны состоятельным и выдержанным семьям, тогда как естественное оплодотворение – удел низших существ. Люди «второго сорта» рождаются близорукими, с пороком сердца, но не менее честолюбивыми и умными, чем их более «достойные» собратья.


Главный герой Винсент Фримэн (Итан Хоук) мечтает о полёте на Титан: чтобы пройти проверку на извращённую пригодность, он покупает у калеки-идеального образцы ДНК и выдаёт их за свои. Отказаться быть никем – значит нарушить закон.