Остросоциальное искусство: зачем России свободный стрит-арт

Или Как улицы стали отражением жизни российского общества.

 

С зарождением концептуализма во второй половине XX века человек научился видеть в произведении искусства его создателя – мысли, чувства и переживания художника обрели материальную форму, которую массовая публика смогла увидеть и прочитать. Так развился новый взгляд на искусство: для зрителя оно стало аккумулятором смыслов, а для творцов – вернейшим инструментом самовыражения.

 

Сейчас концептуальное искусство – неотъемлемая часть современной мировой культуры. Нам сложно представить произведение, не имеющее глубины или особого смысла, сделанное во имя эстетического удовлетворения или банальной услады взгляда. Нередко мы ищем потайные смыслы и двойное дно там, где его нет, и содержание работы можно выразить парой слов. Но даже за такими произведениями искусства стоят художники, которые, как правило, хотят что-то сказать – неважно, будут ли это слова о великом или банальном. Выразить свою позицию, облечь мысли в материальную форму, указать миру на его проблемы и недостатки – вот одна из основных задач современных творцов. Сегодня мы решили подготовить подборку самых остросоциальных произведений уличного искусства в разных городах России, чтобы на примере каждого из них продемонстрировать, каким глубоким и показательным может быть творчество современных художников.

 

Памятник курьеру в Москве

 

В начале июля, когда социальное напряжение, связанное с режимом самоизоляции и пандемией коронавируса, постепенно начало спадать, на авансцену общественного мнения вышли главные герои нашей эпохи – врачи и курьеры. Последним установили памятник на территории «Товарищества Рябовской Мануфактуры».

 

 

Фигуру курьера в проёме входной двери воздвигли по инициативе Ozon, Delivery Club, «Азбуки вкуса», «Перекрёстка» и «Додо Пиццы» – эти компании решили отблагодарить своих сотрудников за работу в период самоизоляции. Надпись на памятнике гласит: «Тем, кто сделал самоизоляцию возможной», – и с этим сложно не согласиться, так как в условиях пандемии только в Москве работало более 60 тысяч курьеров из разных компаний по продаже и доставке. Посвящённый им памятник – показательный пример того, как один арт-объект может выразить не только частную корпоративную благодарность, но и настроение целого мегаполиса.

 

К сожалению, массовые настроения не всегда бывают положительными – и это отлично видно на других примерах из нашей подборки.

 

«Потенциально неприемлемый контент» в Нижнем Новгороде

 

Уличный художник Никита Кузнецов (Nikita Nomerz) успел прославиться своими остросоциальными уличными артами, которые затрагивают болезненные темы из российской действительности. Одной из последних его работ стала «упаковка» рекламных баннеров в Нижнем Новгороде – те из них, что информировали о голосовании по поправкам в Конституцию, заклеили «заблюренным» фоном с надписью «Потенциально неприемлемый контент». Такие защитные изображения мы могли увидеть в Instagram, когда встречали подозрительные посты.

 

Источник: Instagram: @nikita_nomerz

 

В разгар периода информирования о голосовании такая арт-инициатива становится широким политическим жестом и ярким актом творческого самовыражения. Безусловно, она положительно отзывается в сердцах тех, кто поддерживает позицию творца, остальных же – заставляет задуматься, увидеть другую точку зрения и сформировать собственное мнение о текущей политической повестке России. Таким и должно быть современное социальное искусство – побуждающим обычных людей, не связанных с культурной сферой напрямую, к поиску смыслов и самоопределению, повышающим уровень общей осведомлённости о происходящем в стране.

 

«Неприемлемый контент» убрали через несколько дней после размещения на одном из рекламных баннеров Нижнего Новгорода, однако на этом история этого арт-проекта не закончилась. В день официального вступления конституционных поправок в силу – 4 июля – на старом месте появился новый плакат с надписью «Эта история больше недоступна». Так социальный арт-проект Никиты Номерза разделился на несколько концептуальных частей и вылился в полноценный уличный перформанс. Вряд ли его можно назвать протестным в полном смысле этого слова, однако вне всяких сомнений – ярким, глубоким и многообещающим с точки зрения развития современного стрит-арта.

 

Источник: Instagram: @nikita_nomerz

 

Диптих «Тридцать сребренников» и «Дерево Иуды» в Санкт-Петербурге

 

1 июля, в основной день голосования по поправкам в Конституцию РФ, питерский современный художник Константин Бенкович выступил с протестным арт-перформансом, который носил название Диптиха. Как и проект Никиты Номерза, он состоял из двух частей – двух творческих актов, которые тем не менее не шли последовательно друг за другом, а воспроизводились в одно и то же время и образовывали единую аллюзию к библейским сюжетам.

 

Прямо перед зданием Конституционного суда в Петербурге Бенкович рассыпал «сребренники», а рядом с ним – повесил петлю. По его словам, монеты стали ценой предательства, а висельный узел обозначает муки совести предателя Иуды. За подробным объяснением значения арт-инициативы можно обратиться к посту художника в Instagram, но даже без этого ясно, что Бенкович мастерски нашёл связь между древними религиозными сюжетами и современной российской действительностью, дав нам возможность взглянуть на происходящее сквозь другую культурную оптику.

 

Источник: Instagram: @benkovich

 

Феминистический перформанс против домашнего насилия в Санкт-Петербурге

 

Ещё один остросоциальный проект в Петербурге – акция питерской певицы с псевдонимом Мать Toreza.

 

4 июля она выступила против домашнего насилия, заперевшись в вольере, установленном на площадке для мусора. На её клетке была надпись «Не выношу сор из избы». Постепенно девушку начали забрасывать мусорными пакетами с бытовыми отходами. Когда вольер наполнился до конца, его выбросили в огромный свалочный контейнер.

 

 

Источник: официальная группа Мать Toreza в VK

 

Цель перформанса – показать, что чувствуют жертвы домашнего насилия, и призвать людей не отворачиваться от проблемы семейного абьюза, а активно освещать её и помогать тем, кто в этом нуждается. Эти мысли часто звучат из уст правозащитников, сторонников феминизма и просто неравнодушных людей, осведомлённых о масштабе проблемы домашнего насилия в России. Несмотря на это, серьёзных изменений в обществе не происходит, и количество семейных трагедий, связанных с абьюзом, остаётся высоким. Чтобы раскрутить «спираль молчания» и ввести тему домашнего насилия в общественный дискурс, нужны всё более радикальные способы подачи информации, и остросоциальный перформанс от Мать Toreza – один из них. Яркий и заметный, он привлёк внимание не только знающих и осведомлённых, но и тех, кто никогда не задумывался о поднятых певицей темах – и в этом его главная ценность.

 

Платформа имени К. Серебренникова где-то в Ленинградской области

 

В конце июня заведённое ещё в 2015 году дело Кирилла Серебренникова завершилось – обошлось без реальных сроков. За происходящим внимательно следили СМИ, люди, причастные к креативной индустрии и все те, кто знаком с театральной и кинематографической деятельностью Кирилла Серебренникова. В их числе уличный художник под псевдонимом Loketski – тот самый, который выложил надпись «Спокойствие!» из туалетной бумаги и гречки в период потребительской паники в начале пандемии. После неё у Loktski появилось ещё девять остросоциальных арт-проектов, один из которых посвящён делу «Седьмой студии».

 

Источник: Instagram: @loketski

 

На железнодорожной станции Лемболово в Ленинградской области художник установил Платформу имени К. Серебренникова и табличку с профилем режиссёра и надписью «(М)ученик». В Instagram Loketski объяснил, что не согласен с вынесенным приговором и баснословными штрафами, которые назначил суд для Кирилла Серебренникова. Так, в «Платформе» переплелись несколько смыслов: с одной стороны, она представляет собой не что иное, как протестный арт-проект, визуальную репрезентацию возмущения художника; с другой – это дань уважения общества к таланту и мастерству Кирилла Серебренникова. Интересно, что первое может быть мало связано со вторым, если разделять творца-режиссёра-художественного руководителя «Гоголь-центра» и человека-«преступника», то есть посыл арт-объекта будет различаться в зависимости от смотрящего на него. Для одних он будет символом сопротивления несправедливости, для других – знаком благодарности и признательности Кириллу Серебренникову. Как бы то ни было, пример «Платформы» особенно показателен своей многогранностью, глубиной и разнообразием смыслов. Loketski тонко чувствует дух времени и делает успешные попытки аккумулировать его в своих работах.

Please reload

Последние посты

Please reload

Подпишитесь на нас

  • Instagram
  • Facebook Социальной Иконка