• Ярослава Чальцева

7 интересных фильмов об ЛГБТ-отношениях

Сначала табу, потом риск, теперь мейнстрим.


В 2020 году кинотеатры и стриминг-сервисы показывают не только цисгендерных гетеросексуальных мужчин и женщин. Такие фильмы и сериалы, как «Назови меня своим именем» и «Эйфория», увидели свет больше года назад, но остаются на пике популярности. Самое время поговорить о том, как менялось изображение квир-персонажей. Взяв отрезок кинематографа с 2005 года до наших дней, мы начнём с культовых голливудских картин и закончим российским артхаусом.


1. «Горбатая гора» (Brokeback Mountain, 2005)


Хит Леджер и Джейк Джилленхол


Начиная с этого фильма изображение однополых отношений на голливудском экране перестаёт быть табу. На главные роли приглашали Мэтта Дэймона, Леонардо ДиКаприо и Брэда Питта – все они отказались, боясь загубить свою карьеру. Страх общественного осуждения не помешал Джейку Джилленхолу и Хиту Леджеру рискнуть – и выиграть. Как и актёры, так и сам фильм заслужили признание критиков и аудитории, а впоследствии – награды от «Золотого глобуса» до «Оскара». Пострадал разве что чуть не сломанный во время поцелуя нос Джилленхола.


Кадр из фильма «Горбатая гора»



2. «Одинокий мужчина» (A Single Man, 2009)


Колин Фёрт и Мэттью Гуд


Талантливый человек талантлив во всём, поэтому что мешает парфюмеру и дизайнеру снять фильм не менее красивый и пронзительный, чем ароматы его авторства? Тому Форду, пожалуй, удалось эстетизировать страдание. В солнечном и искристом Лос-Анджелесе 1960-х у Джорджа Фалконера (Колин Фёрт) есть сутки, чтобы понять, нужна ли ему жизнь без Джима. Окружающая его красота утешает и очаровывает, но будет ли её достаточно?


Кадр из фильма «Одинокий мужчина»


3. «Кэрол» (Carol, 2014)


Кейт Бланшетт и Руни Мара


Нью-Йорк 1950-х годов, Рождество. Богатая женщина в роскошном манто (Кейт Бланшетт), измотанная тяжёлым бракоразводным процессом, выбирает подарок для дочери, и в этом ей помогает молоденькая продавщица (Руни Мара). Благодаря случайности две женщины сближаются. Озлобленный муж собирается использовать их связь, чтобы лишить бывшую супругу родительских прав. Ситуация цугцванга: при любом ходе потери неизбежны.


Кадр из фильма «Кэрол»



4. «Девушка из Дании» (The Danish Girl, 2015)


Эдди Редмэйн и Алисия Викандер


История об одном из первых трансгендеров. Художница Герда Вигенер (Алисия Викандер) просит попозировать своего мужа Эйнара (Эдди Редмэйн) в образе женщины. С течением времени Эйнару начинает нравиться новая внешность. Фильм не о том, что мужчинам нельзя примерять женскую одежду и носить макияж, а о том, как глубоко порой прячутся проблемы самоидентификации и как страшно признать себя настоящего.


Кадр из фильма «Девушка из Дании»



5. «Служанка» (Agassi, 2016)


Ким Мин-хи и Ким Тхэ-ри


Пак Чхан-ук, известный многим по фильму «Олдбой», решил снять киноадаптацию романа Сары Уотерс «Тонкая работа» ещё до того, как дочитал книгу до конца. Викторианская Англия сменилась на оккупированную Японией Корею, но замысел остался прежним: мошенник уговаривает девушку стать сообщницей – помочь ему соблазнить богатую госпожу, жениться на ней, выставить сумасшедшей, запрятать в психбольницу и завладеть богатством. Задача проста, ведь госпожа Хидэко юна, одинока, неопытна и ужасно наивна. Или так только кажется?


Кадр из фильма «Служанка»



6. «Фаворитка» (The Favourite, 2018)


Оливия Коулман и Рейчел Вайс


Нельзя обойти вниманием и обласканный критиками фильм Йоргоса Лантимоса. Сценарий ждал своего воплощения 20 лет – до недавних пор продюсеры весьма скептически относились к лесбийской драме без значимых мужских персонажей. «Фаворитка» цепляет безжалостным наблюдением за человеческими страданиями (что весьма свойственно режиссёру) при потрясающей работе костюмеров и меланхолично-циничном саундтреке. Даже серьёзные анахронизмы и вольная интерпретация истории не бросаются в глаза, если вы не специалист в английской монархии. А ведь сценарий основан на гулявших в царствование Анны Стюарт слухах о её связи с придворной дамой Абигейл Хилл (в замужестве Мэшем). Одни утверждают, что их распустила герцогиня Мальборо в попытке отдалить от королевы её «леди спальни», другие же приводят её письмо, где Сара Мальборо пишет, насколько вредит репутации Анны «большая страсть к этой женщине… странная и непонятная».


Кадр из фильма «Фаворитка»



7. «Дылда» (2019)


Виктория Мирошниченко и Василиса Перелыгина


Две женщины, вернувшиеся в неживой послевоенный Ленинград – подруги с одним на двоих горем: мёртвым ребёнком и невозможностью завести ещё одного. Посреди безмолвия хочется немного жизни, немного тепла. Кантемир Балагов выходит за пределы непреложного разграничения: «патриотичный фильм» – «авторское кино». Вместе с этим он рушит привычные каноны: Ленинград не чёрно-белый, а красно-зелёный, мёртво-живой. При скрупулёзном воспроизведении эпохи (старых трамваев, снежинок из ваты, самодельных тренажёров для выздоравливающих) нет почти никаких напоминаний о коммунизме, режиме и Сталине. Представленный в Каннах в категории «Особый взгляд», он не раз подвергался нападкам и обвинениям в «намеренной фестивальности». Показать лесбийские отношения в российском кино было, безусловно, смело, но не поэтому ли фильм был принят так прохладно? «Теснотой» Балагов заявил о себе как о молодом талантливом режиссёре, а вот вторую его работу вниманием незаслуженно обделили.


Кадр из фильма «Дылда»


Последние посты

Подпишитесь на нас

  • Instagram
  • Facebook Социальной Иконка