• Дарья Калачева

Знакомимся ближе: Эллиотт Эрвитт

Истории 7 лучших работ легендарного фотографа-ирониста.


Недавно знаменитому американскому фотографу Эллиотту Эрвитту исполнилось 92 года. За свою жизнь он успел опубликовать более полутора десятка книг об искусстве фотографии и личном профессиональном опыте. Фотокарточки Эрвитта до сих пор украшают страницы крупнейших печатных изданий мира. Сегодня мы решили вспомнить о наследии, завещанном Эрвиттом мировой креативной индустрии, и представить подборку из семи его лучших работ, ставших эталоном качественной фотожурналистики.


Источник: Facebook: Elliott Erwitt

Эллиотт Эрвитт родился в 1928 году во Франции в семье русских евреев по фамилии Эрвиц. Вторая мировая война заставила его родителей скрываться и искать мирную жизнь за пределами французских земель. За детство Эллиотт побывал в разных уголках Франции, Италии и США. В 1942 году он начал изучать фотографию в Лос-Анджелесе. Отец Эллиотта покинул семью и отказался платить алименты, из-за чего мальчику пришлось рано устроиться на работу, занявшись проявлением чужих фотокарточек. В 1948 году Эрвитт поступил в Новую школу общественных исследований в Нью-Йорке, где в течение двух лет изучал искусство кинематографа. Точкой отсчёта его профессионального пути стали 50-е годы прошлого века, когда Эрвитту удалось занять позицию помощника фотографа там, где для творческих людей обычно не находится места – в армии, а точнее, в армейском корпусе связи Франции и Германии. Эрвитту эта работа дала шанс научиться ловить неуловимое и действовать быстро – вскоре он уже был корреспондентом в фотоагентстве Magnum, пополняя его коллекцию своими репортажными фотографиями. Некоторые из них будут представлены в собранной нами подборке.


Джеки Глисон, 1954



Джеки Глисон (не путать с Джеком Глисоном из «Игры престолов») был талантливейшим американским актёром-комиком, известным телеведущим и композитором. На 50-е годы прошлого века пришёлся пик его телевизионной славы и узнаваемости – тогда он вёл собственное варьете-шоу на телеканале CBS под названием «Шоу Джеки Глисона», предок современных The Tonight Show с Джимми Фэллоном и «Jimmy Kimmel Live!» с Джимми Киммелом. На фото Эллиотта Эрвитта у Джеки смешное лицо, которое под мастерски настроенным освещением стало особенно фактурным и комичным. Эрвитту удалось поймать и передать настроение звезды, увековечив только телевизионный образ Джеки Глисона, не затронув его «человеческую» сущность. Каждый день телеведущий мелькал на экранах сотен американцев в этом постановочном обличии – таким он им и запомнился.



Источник: официальный сайт Эллиотта Эрвитта

Мэрилин Монро, 1954


Эллиотт Эрвитт может гордиться двумя фотографиями культовой актрисы американского кинематографа Мэрилин Монро. Обе он сделал в 1954 году, работая на Magnum Photos и публикуясь в таких журналах, как Life и Collier’s. У Эллиотта и Мэрилин было принципиально разное понимание хорошей фотографии: он считал чудом удачный репортажный снимок, на котором было естественно всё, начиная от обстановки, заканчивая выражением лиц фотографируемых; она же хотела видеть себя идеальной – разрезала фотокарточки, которые не удовлетворяли её чувству прекрасного и тщательно отбирала снимки для публикации (предварительно собственноручно уничтожив огромную часть отснятого материала, как это было с Лоуренсом Шиллером). Фотографии Эллиотта Эрвитта смогли угодить обоим: первый снимок кажется случайной вырезкой из жизни актрисы и напоминает её знаменитое фото с «летящим» платьем, а второй – идеально спродюсированный, а потому стройный и гармоничный.


Источник: официальный сайт Эллиотта Эрвитта


Ричард Никсон, 1955


Самые знаменитые фотографии Никсона принадлежат уже упомянутому выше Лоуренсу Шиллеру, которого в своё время наняли, чтобы освещать его предвыборную кампанию, и Эллиотту Эрвитту – он смог запечатлеть будущего президента в своём традиционном репортажном стиле. На снимке Эрвитта Никсон угрюм и деловит – как и подобает человеку, занимающему высокую государственную должность. Как и в случае с Джеки Глисоном, Эрвитт смог запечатлеть «чистый» образ Ричарда Никсона-вице-президента, не смешивая его с Ричардом Никсоном-человеком. Человек с фотокарточки не знает, что его снимают – он просто делает свою работу и, может быть, надеется стать 37-м президентом США. Впрочем, на фотографии этого не видно.


Источник: официальный сайт Эллиотта Эрвитта


Марлен Дитрих, 1959


Жемчужины коллекции Эрвитта – это отпечатки «живых» мгновений из реальной жизни, которые выглядят, как случайные кадры из динамичного фильма. На некоторых фотографиях герои как будто готовы заговорить или начать двигаться – настолько они естественны и непринуждённы в своих позах и выражениях лица. Вот и Марлен Дитрих на одной из фотографий Эрвитта застыла в немом удивлении перед объективом камеры, как будто увидела что-то невероятное за спиной фотографа. Элегантный костюм мужского покроя придаёт её образу особую графичность, как будто она вырезана из металла резкими прямыми движениями. Есть в ней что-то скульптурное, «неживое», что контрастирует с выразительным выражением лица и окружающим пространством, наполненным людьми. Этот контраст не даёт отвести глаз от Марлен Дитрих, собирая на её фигуре полный фокус внимания зрителей. Если учитывать, что фотография была сделана в репортажном стиле, то есть без постановки кадра, то такой эффект воздействия на смотрящего можно назвать поистине удивительным.


Источник: официальный сайт Эллиотта Эрвитта

Джон Кеннеди, 1961



Ещё одна глава государства в послужном списке Эрвитта – 35-й президент Соединённых Штатов Джон Кеннеди. В объективе Эллиотта он появился в самом начале своего президентского срока в 1961 году. На тот момент фотограф не только работал в успевшем раскрутиться фотоагентстве Magnum Photos, но и подбирался к посту его президента, что давало ему право на свободный вход в государственные залы. Более того, к 1961 году Эрвитт успел приобрести популярность и стать заметной фигурой в профессиональных кругах – на его счету было множество выставок в музеях современного искусства (самая значимая – The Family of Man в Нью-Йоркском музее современного искусства в 1955 году) и ещё больше фотопроектов, сделанных в разных уголках мира.



Источник: официальный сайт Эллиотта Эрвитта


Добраться до Кеннеди Эрвитту было несложно, но вот сфотографировать действующего президента так, чтобы передать его характер и при этом не утратить присущую ему представительность, которая обычно перекрывает всякую индивидуальность, стало для фотографа непростой задачей. Тем не менее, снимок получился отличным и до сих пор часто появляется в качественных печатных изданиях.


Сальвадор Дали, 1963

Снимок Эрвитта с экстравагантным испанским художником Сальвадором Дали сообразен стилю творца – такой же странный, ироничный, непонятный. Фактически, мы видим двух «Сальвадоров Дали» – бронзового и живого, и их сходство настолько естественно, что вызывает невольный смех. При этом нет никакого ощущения постановочности кадра – художник не смотрит в камеру, его взгляд направлен в сторону.

Источник: официальный сайт Эллиотта Эрвитта

Кубинские революционеры, 1964


В 1964 году в объектив Эрвитта попали сразу две ключевых фигуры из политической истории Латинской Америки XX века – это лидер Кубинской революции Че Гевара и Первый Секретарь Коммунистической партии Кубы Фидель Кастро. Делая эти снимки, фотограф отказывается от своей же идеи запечатлеть «народный» образ героев революции и обращает взор к их человеческой натуре. На фотографиях нет воинствующих мужчин, готовых умереть за свои идеи, – только колоритные латиноамериканцы, любящие хорошие папиросы. Если не знать людей со снимков, истории их жизни и последствий сделанных ими поступков, то кажется, что это типичные снимки из семейного фотоальбома. Суровые революционеры, которые в несколько месяцев полностью изменили политический фон целого государства, превратились в обычных граждан своих стран, и это произошло незаметно для нас.


Источник: официальный сайт Эллиотта Эрвитта

Последние посты

Подпишитесь на нас

  • Instagram
  • Facebook Социальной Иконка