• Юлия Дожделева

Энергетика искусства: зачем идти на первую московскую ярмарку blazar

Рассказываем об особенностях мероприятия и делимся мнением участников из первых уст.


В последние годы ярмарки современного искусства активно завоёвывают внимание творческой аудитории. Запрос на молодое и актуальное искусство стимулирует появление большого количества интересных проектов, выделиться на фоне которых становится всё сложнее. Однако это удалось Cosmoscow, запустившим ярмарку-сателлит blazar. Организаторы решили сделать основной упор на продвижении молодых деятелей искусства, расширении их творческого опыта и организации взаимодействия художников со зрителями, коллекционерами и институциями.


Ярмарка современного искусства Cosmoscow 2019

blazar, будучи специальным проектом VII Московской международной биеннале молодого искусства, пройдёт с 9 по 13 сентября в Музее Москвы и объединит работы нескольких известных галерей, творческих объединений, учебных заведений, а также независимых художников, чьим работам уделена бóльшая часть ярмарки.

Список участников удивляет разнообразием стилей и подходов, поэтому скучать посетителям точно не придётся. К примеру, известная онлайн-галерея BORSCH представит на ярмарке сразу несколько своих художников, работающих с совершенно разными медиа: от глиняных скульптур и сатирических художественных полотен, до ольфакторных инсталляций и реди-мэйдов.


Постер ярмарки blazar. Источник: Facebook @blazarart


До открытия ярмарки остаётся совсем мало времени, и, чтобы с пользой и удовольствием провести эти дни в окружении молодого искусства, ART FLASH приглашает своих читателей познакомиться с несколькими интересными художниками из BORSCH Gallery.


КурилЧто


Арт-группа КурилЧто, основатель – художник Андрей Зайцев .


Живет и работает между Россией (Санкт-Петербург) и Португалией (Лиссабон)

Премии: Лонг-лист премии им. Сергея Курехина в номинации «Искусство в общественном пространстве», 2018.














Источник фото: Instagram @kuril.chto


Как давно вы занимаетесь искусством?


Искусство было в моей жизни всегда – просто иногда чаще, иногда реже. Я с раннего детства учился в музыкальной, а затем и в художественной школе. Моей профессиональной деятельностью искусство стало, когда я открыл Музей стрит-арта в Санкт-Петербурге. За первые несколько лет работы музея я сформировался как художник: первые мои работы были реакцией на происходящее в мире уличного искусства. Казалось бы, что в мире стрит-арта свободы должно быть больше, чем где-либо, но на деле было совсем не так. Импульсом к моим первым работам послужил некий протест против этих рамок и несвобод.


С какими материалами вам интереснее всего работать?


В зависимости от идей я использую разные техники и материалы, плюс, постоянно обучаюсь новым художественным приёмам. На данный момент я экспериментирую с азулежу – традиционной португальской плиткой, и параллельно обучаюсь 3D-скульптингу в программе ZBrush. Любимыми на сегодняшний день инструментами являются маркеры Copic, я использую их для своей графики. Также пишу холсты маслом, а во время пандемии начал лепить из глины небольшие объекты.


Работы арт-группы КурилЧто (2020). Источник: личный архив автора

В чем основной посыл ваших работ?


Мы с командой используем иронию и абсурд для работы с темами патриотизма, российской действительности, потребления, мемов и классической живописи. В наших работах можно увидеть несерьёзное, а иногда и насмешливое отношение к серьёзным темам, внимание, направленное на повседневность. Медиа, в котором работает наша команда, – графика, живопись, объекты, digital-мемы и городские интервенции.


Расскажите о том, как вы попали на ярмарку blazar.


Мы попали на blazar по приглашению Анны Большаковой, основательницы BORSCH Gallery, с которой мы начали сотрудничать в этом году. Нам нравится формат ярмарки и состав участников. Круто, что в Москве появляются новые современные и соответствующие времени ярмарки.

«Бурение» (КурилЧто, 2020). Источник: личный архив художника

Как вы считаете, насколько для художников важно участвовать в ярмарках современного искусства?


Участие в ярмарках стимулируют художника усердно работать, требует серьёзной подготовки. Это важно, для того чтобы в часто абстрактной работе художника появлялась структура. Ну, и, конечно, ярмарка – это возможность для художника заработать на продаже своих работ.


Чем вы обычно вдохновляетесь и что из этого могли бы посоветовать нашим читателям?


Последние полтора года я вдохновляюсь в основном литературой. На меня произвела огромное впечатление книга Хагакуре – о пути самурая. Вообще, я много вдохновляюсь культурой самураев, потому что она сочетает жёсткость и в то же время тонкость и восприимчивость. Ещё я очень жду новую книгу Пелевина: по традиции она выходит в сентябре.

Лиза Штормит


Куратор и художник.


Живет и работает между Россией (Москва) и Францией (Париж). Исследователь современного искусства, аспирант ENDA-Ecole nationale des arts, Paris с декабря 2019 года.


Автор и преподаватель программ для подростков ADSchool (ММОМА) и «Живопись Up-Grate» Центра Авангарда Еврейского музея.












Лизавета Штормит. Фото: Darima Tcyrempilova



Как давно вы связали свою жизнь с искусством?


Искусством я занимаюсь с пяти лет: сначала окончила школу с углублённым изучением искусств в Москве, потом училась на художника кино во ВГИКе, в Зальцбурге и на данный момент в Париже. Получается, я в искусстве всю свою сознательную жизнь.


А когда появилась уверенность, что искусство – ваше призвание?


Осознание того, что я хочу быть художником и никем другим пришло в возрасте 21 года во ВГИКе. Тогда я поняла, что это самая лучшая и независимая профессия. Такой вывод я сделала, глядя на режиссёров, актёров и операторов, которые обычно очень зависимы друг от друга, в то время как художник способен творить в одиночестве, порой даже не нуждаясь в финансировании.


С какими материалами вы обычно предпочитаете работать?


Мои основные медиа последние несколько лет – это запахи (я создаю ольфакторные инсталляции) и звук (работаю с профессиональными музыкантами и звукорежиссёрами). В целом, в своих работах я использую разнообразные материалы: обожаю работать с деревом и деньгами, создавать реди-мейды, планирую освоить работу с температурами, а также искусственный интеллект. Кроме того, сейчас я записываю подкасты и аудиоуроки. Вообще, с 2019 года многие мои работы перешли в сферу invisiable art.


«Порес - птица». (Лиза Штормит, 2017). Источник: личный архив художника


В чем основной посыл ваших работ?


Дискурс, с которым я работаю, – это институциональная критика. Меня также интересует интерактивное искусство, абсолютная иммерсивность (мне важны эмоции зрителя), междисциплинарность и ольфакторное искусство. Ну, и, конечно же, юмор – без него никуда.


По своей сути я – исследователь, который ищет новые смыслы в шутках и фразах, анализирует и находит иную суть вещей из их научных описаний. Я выступаю против того, что бы зритель был только сторонним наблюдателем и сокращаю дистанцию между человеком и искусством в своих практиках. Часто я презентую свои проекты в псевдонаучном виде и документирую свои исследования.


Расскажите немного о том, как вы попали на ярмарку blazar.


На ярмарке я участвую как художник BORSCH Gallery. Меня пригласила прекрасная Аня Большакова, с которой мы вместе учились в школе кураторов центра Авангарда Avant-Garde lab.2. Там мы и познакомились, а также готовили несколько проектов вместе. У нас с Аней близкое восприятие искусства, и мы легко находим общий язык. Вот и на эту Анину идею я сказала «Да»!

«Гафт - вышивка или швея». (Лиза Штормит, 2017). Источник: личный архив художника


Что больше всего нравится в ярмарке?