• Дарья Калачева

От Малевича до Родченко и обратно: что почитать, посмотреть и послушать о русском авангарде

Чтобы разобраться и не сойти с ума.


«Живопись давно изжита, и сам художник – предрассудок прошлого», – заявил Казимир Малевич перед молодыми коллегами в 1920 году. Его слушатели, члены авангардистского объединения УНОВИС, «утвердители нового искусства», вряд ли были удивлены словами своего учителя – для них смерть классического искусства была закономерным следствием исторического процесса. Им, молодым творцам послереволюционной эпохи, хотелось поскорее опередить своё время, вырваться за рамки привычного и встать в первых рядах при зарождении качественно нового мировоззрения – мировоззрения человека будущего. Творчество предков казалось им бессмысленным, к «искусству ради искусства» они испытывали крайнее отвращение, а эстетические законы и вовсе не признавали. Авангардисты не просто отрицали ценности традиционной культуры, как это может показаться на первый взгляд: они выступали против самой основы любого искусства – творчества. Бессмысленному полёту художественной мысли творца они предпочитали интеллектуально-материальный труд, а произведениям классического искусства – полезные продукты культурного производства. В глазах авангардистов их миссия была скорее разрушительной, чем благотворной: они не хотели создать новый стиль или направление в живописи, но стремились навсегда избавиться от самого понятия художественного искусства, а также тесно связанных с ним представлений об эстетике и красоте.


Отказ от творческого наследия предков – вот один из лозунгов авангардистской мысли. Он заложен и в знаменитом «Чёрном квадрате» Малевича, и в многочисленных «Композициях» Кандинского, и ещё во множестве картин, о которых спорят до сих пор. Мы в ART FLASH думаем, что быть причастным к искусству может каждый, даже если речь идёт о противоречивом русском авангарде. Чтобы не ограничивать вас поверхностными знаниями и личными заметками, мы подготовили «стартер-пак» образовательных материалов для тех, кто больше не хочет впадать в отчаяние на авангардистских выставках и путать Ларионова с Малевичем.


Учебный курс в Arzamas


На образовательной платформе Arzamas есть короткий курс погружения в основы авангарда – всё самое необходимое в пяти лекциях по 10-15 минут. Спикер – эксперт по русскому искусству XX века Андрей Сарабьянов – рассказывает «незаумным» (в отличие от языка самого авангарда) языком, иллюстрирует каждую мысль наглядными примерами и показывает много причудливых фотографий с русскими авангардистами. Если тоже любите глазеть на молодых художников и поэтов в странных костюмах, то курс точно придётся вам по душе. Кстати, во вкладке с дополнительными материалами можно найти как адаптированные архивные документы, так и забавные игры вроде макета первого советского небоскрёба – здания Моссельпрома, который можно распечатать и склеить вместе с ребёнком. Такие были в «Мурзилках» 1920-х годов!




Онлайн-выставка «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» в Музее Москвы


В этом году знаменитому ВХУТЕМАСу исполняется ровно 100 лет. Называть эту авангардистскую школу «высшими художественно-техническими мастерскими» язык не поворачивается – звонкий ВХУТЕМАС приклеился к ней уже давно, и отказываться от него нет никаких весомых причин. В честь большого юбилея Музей Москвы собрал масштабную экспозицию, которая расскажет гостям о том, в каких ипостасях искусства жил молодой авангард и как его веяния отражаются в искусстве современного дизайна.


Значительная часть выставки посвящена истории развития креативного образования в России прошлого века. Как и чему обучали будущих художников, какие эксперименты проводили преподаватели ВХУТЕМАСа и как сдавали экзамены студенты Полиграфического, Керамического, Деревообделочного и других производственных факультетов можно узнать из кураторской онлайн-экскурсии Музея Москвы уже сейчас. Команда ART FLASH, как и вы, с нетерпением ждёт улучшения эпидемиологической ситуации, чтобы продолжить ходить на выставки и лекции талантливых людей, а пока мы не пренебрегаем масками и перчатками и вам не советуем.


Маска с вышивкой «Спортсменов» Малевича из коллекции ART FLASH


Фильм «Шагал – Малевич», 2014


Ещё один хороший способ проникнуться настроением эпохи авангарда – посмотреть ленту «Шагал – Малевич». Фильм посвящён витебскому периоду жизни Марка Шагала, который был французским художником, ставшим заметной фигурой среди русских авангардистов. На безусловную историческую достоверность кинолента не претендует – это двухчасовая художественная картина, которая расскажет вымышленную историю о невымышленных личностях. В центре сюжета стоят проблемы человеческих взаимоотношений (в частности, Шагала и Малевича), которые сохраняют свою остроту вне времени и исторического контекста, так что соскучиться при просмотре не получится, а вот начать понимать специфику эпохи авангарда, а также ориентиры и ценности её современников – ещё как.


Кадры из фильма



Сборник статей Татьяны Горячевой «Теория и практика русского авангарда»


Основными предметами исследований Татьяны Горячевой служит творчество Казимира Малевича, его учеников из УНОВИСа, а также такие художественные стили, как суперматизм и кубофутуризм. Назвать её книгу лёгким чтивом на вечер нельзя – «Теория и практика русского авангарда» написана для тех, кто уже ориентируется в основных лицах эпохи и готов двигаться дальше. Автор предлагает заглянуть в биографии отдельно взятых художников и найти там то неуловимое, что заставило каждого из них стать авангардистом и заняться качественно новыми художественными практиками.


Если подружитесь с русским авангардом и захотите узнать его совсем близко, то вперёд на сайты книжных магазинов за новым изданием «Теории и практики русского авангарда» – их обычно быстро разбирают.



Источник: официальный сайт издательства АСТ




Книга Алексея Гана «Конструктивизм»


Последний пункт в нашей подборке специально для тех, кому мало послушать современных авторов и исследователей, чтобы понять авангардистов, и посмотреть фильм, чтобы быстро погрузиться в эпоху. Книга Алексея Гана – это протест целого поколения художников, который сконцентрировали и сложили в классическую форму манифеста. Он вторит тону и интонациям исторического периода, в который был написан и издан – по степени радикальности его можно сравнить с политическими программами советской власти. По сути, манифест конструктивистов – это та же программа масштабных изменений, только в области послереволюционной культуры.


Представление конструктивистов о том, каким должно быть искусство будущего, крайне утопично, однако горячая вера и торжественный пафос, с которыми Алексей Ган пишет о скором отказе от традиционных видов творчества и развитии передовых в то время дизайна и кино, восхищают и не дают опомниться, как не давали опомниться советским гражданам. Книга не поможет вам в изучении позднего авангарда с его течениями, направлениями и школами, однако она точно обозначит, что двигало целым поколением художников, с которых начался русский авангард.


Последние посты