• Ярослава Чальцева

Визионеры и миссионеры: изучаем искусство по сериалу «Молодой Папа»

И наслаждаемся эстетикой каждого кадра.


Паоло Соррентино – великий итальянский режиссёр нашего времени. Придя на смену таким мастерам кино, как Федерико Феллини и Микеланджело Антониони, он создаёт собственные шедевры. Его работы полны горько-сладкой тоски по безвозвратно ушедшей молодости и изобилуют отсылками к произведениям художников Ренессанса и других, более поздних периодов в искусстве.


Сложно обойтись без аллюзий и реминисценций, снимая кино в Италии. Место действия «Молодого Папы» по большей части разворачивается в Ватикане. Правда, Соррентино пришлось отстраивать собственное теократическое государство – настоящий Ватикан отказался от сотрудничества. И вот персонажи сериала, пряча зажигалки в складках богатых одеяний, проходят мимо скульптуры Пьеты, едва цепляясь взглядом за полотна Тициана. Режиссёр не столько напоминает нам об искусстве, сколько играет с ним, и поэтому мы видим Папу и кардиналов как сошедших с холстов героев религиозных сюжетов.


В качестве оператора Паоло Соррентино пригласил Луку Багоцци, который принимал участие в других работах режиссёра: «Великая красота» и «Молодость». Именно ему мы обязаны живописным кадрам, выстроенным по всем законам живописи: цветовая гамма, перспектива и композиция. Разберём на примерах.


Венера с купидоном, кажется, подходит здесь лучше всего. Они похожи композиционно и немного по колориту. Творение Тициана было выбрано неслучайно: этот выдающийся мастер эпохи Возрождения прекрасно работал с цветом и светом. Хоть в фигуре персонажа и отсутствует та плавность линий, которая присуща самой Венере, можно заметить линии силуэта, схожие с органистом.

Слева: кадр из сериала «Молодой Папа». Справа: «Венера с Купидоном и органистом». Тициан, ок.1549.



Разведённые в стороны руки Джуда Лоу сразу заставляют вспомнить о распятии. Выбор пал на работу Понтормо из-за композиции и плавности линии. В обоих случаях ось построения несколько смещена влево. И там, и там люди тянутся к телу, которое проносят через толпу.

Слева: кадр из сериала «Молодой Папа». Справа: «Снятие со креста». Якопо Понтормо, 1527



Здесь мы видим прямую аллюзию на самое знаменитое произведение, находящееся в соборе Св. Петра – «Пьета» Микеланджело. В сериале эта аллюзия существует в двух вариациях: когда герой Джуда Лоу падает в обморок и в сцене видения, где женщина держит на руках мальчика, но зрителю непонятно, мёртв он или просто спит.

Слева: кадр из сериала «Молодой Папа». Справа: «Пьета». Микеланджело, 1499.



Величие Девы Марии, её возвышающаяся над всеми фигура, это благоговение и даже страх, которые испытывают святые у её ног, – всё это очень напоминает «коленопреклонения» перед Папой. Ленни Беллардо заставляет припасть к его ногам, вынуждает покориться. Это и контраст, и сходство: Дева Мария возносится на небо, как Папа Римский возносится над всеми в католическом мире.

Слева: кадр из сериала «Молодой Папа». Справа: «Вознесение Девы Марии». Аннибале Карраччи, ок. 1600.



Небольшая сцена, в которой монахиня, обмыв тело Ленни – Папы Римского – совершает грех самоудовлетворения. Как и святая Тереза, она соединяет в себе плотское и духовное начало.

Сверху: кадр из сериала «Молодой Папа». Снизу: «Экстаз Св. Терезы». Джанованни Лоренцо Бернини, 1645-1652.



Выстроенная перспектива и композиционное расположение фигур в кадре напоминают одно из самых знаменитых произведений Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Фигура Джуда Лоу находится почти по центру, свет в кадре распределяется как на картине, а перспектива заставляет нас предположить, какой была бы Тайная Вечеря, будь у Христа не двенадцать учеников, а в два раза больше.

Слева: кадр из сериала «Молодой Папа». Справа: «Тайная вечеря». Леонардо да Винчи, 1495-1498.



Папа Павел III любил Тициана, равно как и Паоло Соррентино. В этом портрете больше всего интересна проработка деталей одежды, колорит и то, как передана роскошь и статусность самого Папы. Тициан работал при Папском дворе, именно поэтому в костюмах, цветовой палитре, роскоши церковных облачений сериала мы находим отзвуки его работ.

Слева: кадр из сериала «Молодой Папа». Справа: «Папа Павел III». Тициан, 1543.


Влияние Тициана можно увидеть и в этом кадре, только на этот раз главную роль играет свет. Художник разрабатывал его на протяжении всего своего творческого пути, пытаясь создать именно ту светотень, которая подчеркнёт достоинства портретируемого.

Слева: кадр из сериала «Молодой Папа». Справа: «Портрет Антонио Ансельми». Тициан, 1550.



Без лишних слов: распятый Джуд Лоу на кровати – как распятый Христос.

Кадры из сериала «Молодой Папа»

Последние посты

Подпишитесь на нас

  • Instagram
  • Facebook Социальной Иконка